Торжество православия и мудрость простоты

История иконоборчества и победы над ним изобилует деталями, богословие иконопочитания содержит множество не слишком легких для понимания положений, но одно надо иметь в виду: само Православие настолько связано с пониманием иконы, как образа, восходящего к небесному Первообразу, для нас так важна необходимость поклоняться иконам и чтить их, что победа над иконоборчеством оказалась одновременно и победой Православия, его историческим торжеством.

Описание чина этого торжества, состоявшегося в первый раз по повелению святой императрицы Феодоры в 843 году, мы можем найти у церковных историков, которые в свою очередь базируются на свидетельствах византийских летописцев. Мы знаем, что после Собора, подтвердившего истинность иконопочитания, праведная Феодора предложила патриарху Мефодию собрать всех митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в храм святой Софии с крестами и святыми иконами в первое воскресенье Великого поста. Разумеется, собралось бесчисленное множество народа, крестный ход от храма до Кентавриевых ворот царского дворца возглавил император Михаил со своей матерью святой Феодорой и патриархом Мефодием.

Интересно, что историки отмечают не только радость, но и скорбь участников крестного хода, их покаянное настроение, потому что недавний соблазн был велик и многие ему поддались. «После долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания Kupie eAsrioov (Господи, помилуй) возвратились во святой храм для совершения Божественной таинственной Литургии с великой радостью и торжеством», — замечает византийский летописец. Описанное выше событие мы сейчас и отмечаем, как праздник Торжества Православия.

В одной из своих проповедей на этот праздник архимандрит Иоанн (Крестьян