Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Легко ли женщине быть генералом?

14.10.10

В Татьяне Николаевне Москальковой невероятным образом органично сочетаются, на первый взгляд, не сочетаемые вещи. Она — генерал-майор милиции, депутат государственной думы, ученый, общественный деятель, и в то же время — верующий человек, любящая и заботливая жена, мама и бабушка, а также необычайно обаятельная, элегантная женщина, обладающая утонченным вкусом.

Татьяна Николаевна, в каком возрасте и как Вы пришли к вере?

Если говорить о корнях веры и духовности, то они, конечно, в семье. Несмотря на то, что в советское время мои родители в силу своего социального положения были подчинены той идеологии и находились в плену тех иллюзорных идеалов (мама в конце 1930-х — начале 1940-х годов работала в секретариате Ворошилова, папа был офицером ВДВ, коммунистом), в семье очень уважительно относились к православным традициям и Церкви, как к колыбели нравственности. Проповедовались добро, сострадание, помощь человеку. Мне и моему старшему брату Владимиру родители с детства объясняли, что каждый для себя должен выстроить в жизни систему морально-нравственных ценностей. Поступать по справедливости, не брать чужое, не осуждать других, не причинять зло и не желать зла кому-либо. Мама всегда говорила: «Как ты поступаешь с другими, так будут поступать и с тобой!» Уже потом я поняла, что это очень близко к Евангельской заповеди. Правда, родители учили и постоять за себя, уметь дать сдачи.

Настоящая вера в Бога пришла, конечно, позднее. В 17-летнем возрасте я начала работать. Место моей работы находилось на Тверском бульваре, а вблизи был небольшой, но изумительный по своей красоте, храм. При малейшей возможности я старалась его посещать, не зная тогда ни названий икон, ни молитв, ни значения церковных праздников. Но каждый раз я испытывала там какой-то особенный трепет, понимая, что соприкасаюсь с чем-то особым, необычным, таинственным и светлым — к религии я относилась как к чему-то сказочному и чудесному. Шло время, в восьмидесятые годы я поступила в аспирантуру Института государства и права при Академии наук СССР, занялась научной деятельностью. Работая над диссертацией на тему «Уважение к чести и достоинству личности как принцип уголовного процесса» я осознала, что невозможно понять основы права иначе как через познание морально-нравственных ценностей, стержнем которых является справедливость, правда, достоинство личности. Так я начала погружаться в Православие — изучать религиозную литературу (которую в то время было достать не так-то легко), жития святых, беседовать со священниками. Это были особые люди, постоянно подвергаемые насмешкам, гонению и презрению со стороны обывателей, аскетичные, сдержанные и высокообразованные. Они шли вопреки официальной идеологии, опираясь только на внутренний стержень и глубокую веру. Представьте, сколько им пришлось претерпеть, чтобы сберечь нравственные и духовные ценности Православия! Конечно, эти люди не могли не восхищать и не удивлять крепостью своего духа. Общение со священниками было для меня еще одним шагом навстречу Церкви, я стала осознанно подходить к религии, вере.

Позднее Вы рискнули обратиться к теме истинности описанных в Евангелии событий. Какова судьба этой работы?

Представьте себе, ее опубликовали, хотя нервов потрепали немало. Научная статья под названием «Каким судом судили Иисуса Христа» была написана мною в аспирантуре. Суть этой работы заключалась в том, что светский суд над Христом и Его последующая казнь были чудовищно несправедливы. Я хотела опубликовать статью в журнале «Государство и право», но на заседании редколлегии была «заклеймена позором», и моя работа редколлегию не прошла. После этого я попросила знакомого священника прочитать и оценить эту статью. Получила хороший отзыв и предложение опубликовать ее в журнале «Религия и народ».

Углубленно заниматься проблемой христианства я начала в начале девяностых годов. Работая над докторской диссертацией на тему «Нравственные основы уголовного процесса», серьезно изучала теологические труды — и святоотеческие, и современные, в том числе труды патриарха Алексия II. В этот период со мной произошел чудесный случай. Случайно я оставила Библию на даче. Это сейчас на хорошей машине мы преодолеваем сто километров легко и быстро. А в то время для этого нужно было потратить много сил. Я сидела дома и сокрушалась, что моя работа остановится на неделю, пока наша семья вновь не выберется за город. И в этот момент раздался звонок в дверь. На пороге стояли незнакомые православные монахини, которые спросили: «Вам Библия нужна?» Моему удивлению не было предела: «А вы откуда знаете?!» Они ответили: «Просто мы ходим по квартирам и всем предлагаем приобрести религиозную литературу». Я была очень удивлена, купила всё, что у них было, и, конечно, Библию. До сих пор храню ее, и это лучшее издание, которое у меня есть. Такое вот было знамение! Должна сказать, что ни до того случая, ни после него, я никогда не видела в нашем доме этих монахинь.

Получается, что Вы пришли к вере еще в восьмидесятых годах, а крестились в середине девяностых. Почему так долго ждали?

Моему крещению предшествовало еще одно чудесное знамение: в 1990 году я перенесла тяжелую операцию, после которой, находясь в реанимации, увидела во сне Таинство своего крещения. Очень четко я видела убранство церкви — белёные стены (а не расписанные фресками, что нам более привычно), на них, как картины в музеях, на стропах висели иконы. Я стала интересоваться, что это за церковь, и узнала, что похожий храм есть в Даниловом монастыре. До этого времени я никогда не была в этом монастыре, и лишь знала, что он находится где-то в центре Москвы. Спустя несколько дней навестить меня пришли мои друзья. Они рассказали, что сильно испугались, узнав, что я попала в госпиталь и даже пошли помолиться о моем здоровье. На мой вопрос, где они были, услышала: «В Даниловом монастыре». Меня это очень удивило, и, выписавшись из госпиталя, я сразу поехала в этот монастырь с намерением принять там крещение: всё произошедшее со мной подвигало меня к этому. В Даниловом монастыре я была поражена тем, что наяву увидела всё то, что было в моем сне (белёные стены и иконы на стропах), и попросила, чтобы меня окрестили. Но в то время в монастырях крещение не осуществлялось, только в приходских храмах. Пришлось смириться.

Еще пять лет я искала храм, который был бы мне по душе. Я уже веровала, ходила на службу и постилась, но была не крещеная. Как-то раз мы оказались на Воробьевых горах, там есть маленькая старинная церковь во имя Святой Троицы. Как только я вошла в нее, сразу поняла, что непременно хочу принять крещение именно здесь! Вскоре в этой церкви и состоялось Таинство моего крещения. Моим крестным стал генерал Леонид Михайлович Романов (сама я в то время была в чине подполковника), человек необычной судьбы, чемпион мира по фехтованию, верующий и достойный во всех отношениях.

Эта история имеет интересное продолжение. Мой старший брат, с которым мы очень дружим, знал, что я приняла крещение (семьей мы, как полагается, отметили это событие), но без подробностей о том, где это произошло. Своим поступком я и его «подвигла к действию». Спустя три года я узнала, что он принял крещение в той же церкви!

Сейчас все мои родные крещеные люди. Есть у меня и моих близких духовник — отец Иоанн, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Он обладает энциклопедическими познаниями, постоянно просвещает и утешает всех вокруг. Не помню случая, чтобы я ушла от него без какой-нибудь полезной книжки, именно благодаря ему мне открылись духовные вещи. Через него я обрела поддержку в труднейшие для меня дни после смерти мамы, советуюсь с ним, принимая серьезные решения, исповедуюсь и причащаюсь. Очень важно, чтобы у человека был духовный наставник.

Как в Вашей семье отмечают православные праздники? Существуют ли какие-то традиции?

Моему сердцу очень дорог Свято-Введенский Толгский монастырь, находящийся вблизи Ярославля. Более десяти лет я дружу с его настоятельницей матушкой Варварой, и когда позволяет время, приезжаю туда, по возможности, с семьей и друзьями. Это красивейший монастырь, там много великолепных икон и самое главное, там находится чудотворная Толгская икона Божией Матери, написанная в XIII веке. Несколько лет назад она была передана из музея на хранение в монастырь, где находится под круглосуточной охраной ОМОНа. Вместе с семьей и друзьями мы любим также бывать в Николо-Угрешском монастыре, особенно в день памяти святителя Николая. Это очень красивое, старинное, намоленное место. Сам монастырь примечателен своей высокой духовностью и собирает вокруг себя нравственных людей, получающих большую пользу от общения друг с другом. Низкий поклон бывшему настоятелю монастыря, ныне епископу Пензенскому и Кузнецкому Вениамину за его усердие в воссоздании обители.

Как и большинство русских людей, семьей мы празднуем Рождество, Пасху и другие дорогие сердцу каждого православного человека праздники. На Пасху красим яйца и печем куличи, на Рождество — готовим традиционный салат «оливье» и жарим шашлыки. В нашей семье это делает моя дочь Катерина — необыкновенная рукодельница, в отличие от меня, и мой большой друг по жизни.

Почему Вы — интеллигентная, утонченная женщина — пошли работать в милицию?

Женщины на Руси не раз становились защитницами своего очага и своей родной земли. История знает немало тому примеров. И сама я не вижу ничего удивительного в желании женщины служить Родине и выполнять роль ее защитницы. Когда мне в восьмидесятых годах предложили пойти работать в милицию, я согласилась с радостью и никогда об этом не жалела. Меня привлекла возможность реализовать себя в той сфере, от которой зависит справедливость в обществе, защита прав и интересов граждан, личности и государства. Я работала в подразделениях, которые создают правовую основу для работников милиции, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью. Но это ничуть не умаляет эксклюзивности моей должности, поскольку на любого сотрудника в органах внутренних дел налагается особая ответственность, дисциплина и особый режим работы. Мне приходилось дежурить, участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка, в патрулировании и выезжать в командировки на Северный Кавказ.

Вы часто бываете в Беларуси, принимаете активное участие в разработке многих проектов, направленных на сближение наших народов. С чем это связано?

Я родилась в Витебске. Мой отец был военным, и когда мне исполнился год, его перевели служить во Владивосток. Так что мои детские воспоминания связаны с морем, окружавшими город сопками, пронизывающими до костей ветрами, а также трепангами и крабами, которые были для нас обычной едой. Спустя семь лет отца вновь направили в Белоруссию, в город Барановичи. Мы приехали весной, когда цвели плодовые деревья. После сурового дальневосточного климата Белоруссия нам показалась раем земным. Белорусы — удивительно добрый, высоконравственный, чистоплотный (как в быту, так и в отношениях друг к другу) народ, очень близкий нам по духу, менталитету и жизненному укладу. Несмотря на царившую долгие годы атеистическую идеологию, они сохранили веру в душе. В небольшом городке Барановичи, с его неторопливым, размеренным укладом жизни, наша семья прожила четыре года. Как и было положено в населенных пунктах с военным присутствием, центром культурной жизни города был Дом офицеров. Там я посещала кружки бальных танцев и кулинарных искусств, а мама научилась хорошо шить на курсах кройки и шитья, и впоследствии сама шила одежду для мужа и детей. По праздникам в Доме офицеров проходили концерты самодеятельности, различные конкурсы. Тот непродолжительный период жизни в Белоруссии я всегда вспоминаю с особой теплотой. Но после гибели отца, который был похоронен в Барановичах, наша семья уехала в Москву.

И всё же Промысл Божий удивителен: спустя много лет я стала членом Парламентского Собрания Союзного государства Россия — Беларусь, 3-4 раза в год по долгу службы бываю в Минске. Господь не отрывает меня корнями от того места, где я родилась и дает возможность принести малой Родине пользу не только своей любовью, но и конкретными делами.

Вы много сил посвящаете популяризации русского языка на постсоветском пространстве. Пожалуйста, расскажите об этом направлении своей деятельности.

Подобно тому, как английский язык объединяет мировое пространство, так и русский язык объединяет культурное пространство СНГ. Я являюсь координатором межпарламентских связей между Россией и Эстонией и вижу, какие процессы происходят в Прибалтике. И в доперестроечный период, и после 1991 года отношение к русскому языку там было более чем прохладное. Однако прошло время, и сейчас отношение к русскому языку изменилось, его изучают самым тщательнейшим образом. Например, в Эстонии в Тартуский университет приглашаются профессора из России читать лекции на русском языке. Многие партнеры по экономическим вопросам — русскоговорящие люди, и эстонские фирмы стараются принимать на работу людей, знающих русский язык, потому что без этого невозможно вести бизнес. У наших стран много совместных программ, и жизнь сама заставила наших соседей повернуться лицом к тому инструментарию, который необходим и с политической, и с экономической, и с культурной точек зрения.

С целью популяризации русского языка на постсоветском пространстве сейчас проводится целый ряд замечательных мероприятий. Так, большую работу ведет Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству под руководством Фарита Мухаметшина. Благодаря этому агентству на русском языке издается классическая литература разных государств СНГ. Это сочетание русского языка и культуры конкретной республики играет свою роль, и большинство наших собратьев, соотечественников по государствам СНГ понимают, насколько важно сохранить русский язык как единый инструмент общения.

Много внимания Вы уделяете борьбе с наркоманией, профилактике наркозависимости. Пожалуйста, осветите немного данную проблему.

Наркомания — ужасное явление нашего времени, уносящее в год около 40 тысяч граждан в возрасте от 17 до 30 лет — людей самого активного возраста. А сколько подорванного здоровья и изуродованных душ! Это огромная проблема, решение которой требует многих составляющих. Во-первых, необходимо снизить спрос на наркотики, во-вторых, поставить щит для их распространения, а в-третьих, создать систему для излечения и возврата к полноценной жизни несчастных людей, попавших в лапы наркобаронов. К сожалению, по всем пунктам у нас везде всё плохо. Спрос на наркотики велик, потому что молодежь не уверена в завтрашнем дне: осложнен доступ к образованию — количество бюджетных мест сокращается, расширяется платное образование, культурный досуг и занятия спортом всё больше дорожают. Дефицит общения и духовности становится базой для наркомании. Человек ищет облегчения жизни и ухода от трудностей и находит их в употреблении алкоголя или наркотиков. Отлаженный наркопоток из Афганистана рекой льется в Россию! Остановить его можно совершенствуя законодательство, вводя ответственность юридического лица, на территории которого распространяется наркотик. Повышать ответственность людей за транзит, хранение, изготовление и распространение всех видов наркотиков. Следует создать альтернативные возможности для репрессивного аппарата, в положительном смысле этого слова. Ведь наркоман опасен для общества — в России более 100 тысяч (в том числе 60 тысяч тяжких) преступлений совершаются людьми в состоянии наркотического опьянения. Поэтому наркоманов, на мой взгляд, нужно лечить в местах лишения свободы, в том числе и принудительно. Хотя это тема для серьезной дискуссии. Есть противники такого подхода, есть сторонники. Но чем больше мы будем об этом говорить и действовать, тем больше пользы для общества. А сейчас у нас большие проблемы с реабилитацией наркозавасимых людей: практически нет бесплатных койко-мест для их лечения. Наркомания тяжело поддается лечению, но кроме тела нужно лечить и душу, учить человека снимать напряжение, радоваться жизни, не терять себя в трудных ситуациях. Поэтому в лечении всё зависит от самого человека, пострадавшего от наркотиков, от его желания избавиться от этой зависимости. Безусловно, Церковь — главный помощник и главная опора в излечении души, а для верующего человека это щит от наркомании.

Вы достигли больших карьерных высот в сфере деятельности, где превалируют мужчины. Насколько сложно Вам было конкурировать с ними?

Менталитет нашего общества таков, что в карьерном росте при двух равных составляющих предпочтение отдается мужчинам. Поэтому мне приходилось всё время работать над собой, повышать свои знания и квалификацию, чтобы иметь преимущества перед сослуживцами. По карьерной лестнице я поднималась не пропустив ни одной ступеньки и не получив ни одного звания досрочно. Присвоение генеральского звания — это заслуженный итог моей профессиональной деятельности.

Как при такой работе Вам удалось сохранить в себе мягкость и женственность?

Быть сильной духом женщиной вовсе не означает быть грубой и мужеподобной. У меня в роду много сильных женщин. Моя мама Нина Матвеевна и две ее сестры всегда были лидерами любого сообщества, будь то семья или рабочий коллектив. Моя бабушка Ксения Кузьминична после гибели мужа в 28 лет осталась вдовой с тремя дочерьми на руках. Она смогла достойно воспитать их и дать образование. Это была очень сильная духом женщина, имевшая внутренний стержень, и в то же время она была добрым, ласковым человеком. В нашей семье царила дружная, добрая, романтическая атмосфера. Бабушка была очень культурным человеком, она привила нам всем любовь к литературе. Мы много читали, часто вслух, обсуждали книжные новинки, были в курсе всех культурных мероприятий.

Насколько сложно совмещать ненормированную работу и семейную жизнь, воспитание дочери?

Я всего достигла благодаря пониманию, помощи и поддержке моей семьи, и в первую очередь мамы и свекрови Татьяны Филипповны (увы, ныне покойных). Они полностью посвятили себя помощи в воспитании внучки и поддерживали в нашем доме теплую атмосферу любви и взаимопонимания. Как бы сложно мне ни приходилось на работе, я всегда знала, что дома могу поделиться проблемами, довериться своим родным, получить мудрый совет. Это очень важно и ценно!

Какими качествами должен обладать мужчина рядом с такой успешной и сильной женщиной?

Для того чтобы в семье были добрые отношения и взаимопонимание, рядом с сильной женщиной должен быть еще более сильный и успешный мужчина — именно таков мой муж.

Татьяна Николаевна, что бы Вы посоветовали девушкам, решившим посвятить свою жизнь работе в правоохранительных органах?

Чтить данные нам Богом заповеди, осознавать, что такая работа накладывает на человека большую ответственность перед обществом, и помнить о том, что сила женщины не в грубости и, как сейчас говорят, «брутальности», а в умении оставаться женственной во всех жизненных ситуациях.

 

* Татьяна Москалькова родилась 30 мая 1955 года в Витебске. В 1978 году окончила Всесоюзный юридический заочный институт. Доктор философских и юридических наук, профессор. Заслуженный юрист Российской Федерации. Награждена орденом Почета, именным огнестрельным оружием, почетными грамотами Государственной Думы и Совета Федерации, орденом святой равноапостольной княгини Ольги (за помощь Свято-Введенскому Толгскому монастырю), многими ведомственными наградами. Автор более ста научно-практических работ, статей и монографий, соавтор ряда учебников по уголовному процессу, комментариев к Конституции и Уголовно-процессуальному кодексу. Замужем, имеет дочь.

 
Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"