Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий: Любите святое Православие!

21.02.11

Женщина, по слову апостола Петра, подобна сосуду немощнейшему. И чем этот сосуд наполнен, тем он и напоит своих ближних. Вот уже пять лет журнал «Славянка» на своих страницах рассказывает о духовной красоте женщины-христианки, хранительницы наших православных традиций. О святости и объединяющей силе православия, о служении женщины-матери, как залоге счастливого будущего нашего отечества, мы беседуем с архиепископом Тернопольским и Кременецким Сергием (Генсицким), который, как духовный кормчий, стоял у истоков «Славянки» и благословил пять лет назад ее первый номер.

Владыка, в какой семье Вы родились и воспитывались?

Родился в глубоко верующей семье на Буковине. Благодарен Богу, Который сподобил неоценимой милости — воспитываться в христианской семье и радостно познавать истину веры. Мой отец был священником. С детства запомнил ту любовь и ласку, которой окружали меня родители. И сейчас уже через много лет вспоминаю мудрые слова и наставления, которые получил в родительском доме. И что еще примечательно — у нас царила атмосфера глубочайшего уважения детей к своим родителям. К сожалению, этого так остро не хватает современному обществу.

Какую роль в Вашей жизни сыграла мама? Повлияла ли она на выбор жизненного пути?

Мама — это светлый образ моей жизни. Милостью Божией она еще живет и всегда молится обо мне. Она не настаивала на том, чтобы мне выбрать путь служения Богу, учила внимать словам церковных молитвословий и понуждать себя совершать молитвенное правило. Все в жизни складывалось дивным образом и часто помимо моей воли. Могу с уверенностью сказать, что мама меня вымолила. Есть пословица: «Пока живы наши родители, мы остаемся детьми». Повседневно ощущая в своей жизни материнскую заботу, явственно чувствую молитву матери — эту сильнейшую помощь, которую может иметь человек. Счастлив тот из нас, о ком молятся родители. И по сей день стараюсь без материнского благословения не приступать ни к какому важному делу.

Владыка, расскажите, кто из духовных пастырей сыграл значительную роль в Вашей жизни?

Начало осознанной жизни в Церкви и начало служения в священном сане совершилось по благословению владыки Феодосия, ныне митрополита Омского и Тарского.

В далеком 69-м году, когда мой отец служил на сельском приходе на Буковине, мама посоветовала поехать в кафедральный собор города Черновцы, помолиться на архиерейском богослужении и послушать проповедь нового владыки. Также просила вникнуть в молитвенный смысл богослужения и, особенно, в слова протодиакона во время облачения архиерея. Этим архиереем был епископ Черновицкий и Буковинский Феодосий. Так по материнскому благословению открылось величие и торжество архиерейского священнослужения.

Со временем владыка благословил прислуживать в алтаре и петь в воскресном хоре. Помню, как владыка едет в Москву и впервые в жизни везет меня в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь прочувствовал что-то таинственное, необъяснимое и родное.

В 1973 году, отслужив в армии, поехал к владыке Феодосию, тогда уже Смоленскому и Вяземскому, за рекомендацией в семинарию. Но он благословил помолиться у Смоленской иконы Божией Матери и рукоположил во диакона Успенского кафедрального собора. Сослужа владыке, часто вспоминал мамин совет и с трепетом произносил слова молитв на облачение архиерея.

Так изволением владыки началась новая жизнь. Почти двадцатилетнее служение в дьяконском чине, которое полюбил и старался по мере сил с благоговением совершать. Владыка Феодосий сумел создать церковное торжество, благолепное богослужение, пение хоров и духовенства в алтаре. Привлекал молодежь к церковному служению и организовывал курсы подготовки будущих пастырей, возрождал церковные традиции, например, колядки. Ему удалось воссоздать не только ризницу, но и осуществить крупные ремонтные работы, позолоту храмов, даже позолоту куполов. И при этом обязательно владыка постоянно проповедовал.

Сегодня это обыкновенная действительность, но в то время, в 70-80-е годы прошлого столетия, подобное удавалось немногим. Это был подвиг, свидетельство безбожному миру живой Христовой веры. И за все эти годы служения сердечно и всегда благодарю своего первого владыку, почитаю владыку Феодосия подвижником.

Не могу умолчать о дивном даре Божием — это сокровенное духовное общение со старцем и духовником Троице-Сергиевой Лавры отцом архимандритом Кириллом. Благодаря его молитве, Лавра, преподобный Сергий и сам батюшка стали для меня, недостойного, родными.
За что спаси его, родного батюшку, Господи, и помилуй.

Видите ли Вы духовные различия в людях, живущих в центральной части России и на Западной Украине? Существуют ли особенные черты характера у украинских женщин?

Господь всех людей сотворил уникальными и одаренными своими особенными чертами характера. Конечно, в разных местах, в разных культурных традициях проявляются свои народные особенности — то, что иногда называют национальным колоритом. Но при этом везде есть люди высокой нравственности и те, кого можно сравнить с ложкой дегтя в известной всем пословице. Мне сейчас припоминается один случай. Будучи епископом на Тернопольщине, приехал посетить приход в одном отдаленном, как иногда говорят, глухом селе. Хор там был неказистый, народ простой. Но когда началась Литургия, поймал себя на мысли, что этот хор из старушек в западноукраинском селе пел те же напевы, которые слышал во время своего служения на Смоленщине. Это один факт из многих, которые подтверждают глубинное духовное единство славян. У нас есть свои отличия, однако общего у нас гораздо больше. Самое главное — нас навеки объединило святое Православие и общее понимание христианской морали. Традиции Православия в семье и в храме одни и те же, и это свидетельствуется единством благочестивой жизни. У Христа нет ни иудея, ни эллина. Принявшие Христа становятся новыми людьми. Благодарим Бога за то, что славянская земля приняла Православие в самые глубины своей культуры и традиции. В этом, сказал бы, состоит главная ценность, объединяющая людей в самых разных регионах России, Украины и Беларуси.

За время советской власти женщина стала более общественной, нежели семейной. Есть ли польза для спасения души от этого «багажа»?

Основой семьи исторически является материнство. Материнство — это то качество, которое даже в наше прагматичное время больше, чем что-то еще, характеризует наших женщин. На этом зиждется понимание семьи, как одной из самых важных человеческих ценностей. Сегодня даже больше, чем в относительно недалеком прошлом, можно заметить тенденции в обществе, которые по сути своей направлены на подрыв или дискредитацию ценности семьи. А это — борьба против будущего, против Церкви, против человечества. Как правило, эти тенденции прикрываются призывами к толерантности. Четко бы разделял чужое для нас понятие толерантности и родное для славянской души понятие взаимного уважения. Так вот, эти тенденции именно сегодня, больше чем когда-либо, направлены на подрыв традиционных семейных устоев, на то, чтобы женщина-мать вместо своей Богом назначенной миссии быть продолжательницей рода устремилась к целям, во многом для себя не свойственным, становилась, как вы заметили, не «семейной», а «общественной». В этом состоит большая опасность для будущего. И приходит она к нам не изнутри — совершенно определенно она является внешним фактором. Семья — это малая Церковь, это те кирпичики, из которых состоит наше общество. Убрать эти кирпичики — общество разрушится и в духовном, и в социальном смысле. Нет семьи — нет человечества. Почитаемый в Греции святитель Нектарий Эгинский советовал обратить особое внимание на воспитание девочек и учить их Закону Божию, истории страны, домоводству, — тогда за будущее Отечества можно не беспокоиться, так как они — будущие матери — и поколение будет богобоязненным, мудрым и патриотическим. Назвал бы даже служение женщины-матери своей семье самым важным ее общественным служением.

Владыка, как посоветуете воспитывать детей в условиях тотального проникновения телевидения и других СМИ в нашу жизнь?

Вот здесь, как раз, и лежит важнейшая ответственность на семье. Тот духовный иммунитет, который дети приобретают с самых ранних лет через материнскую молитву, через отцовское благословение, через пример самых близких людей, только и может защитить их от тотального растления современными средствами информации. К сожалению, в молодежной среде авторитет СМИ настолько велик, что простым уговором или назиданием вряд ли удастся нам убедить детей не поступать по примеру телевизионных горе-кумиров. Родители должны нести неослабный молитвенный подвиг предстояния пред Богом и Матерью Божией о спасении детей, а значит и будущего. Вот почему сегодня больше, чем о чем-то другом, необходимо заботиться о возрождении авторитета семьи, о том, чтобы заповедь о почитании родителей вновь стала одним из важнейших законов жизни нашего общества.

Какими видятся Вам формы привлечения современной молодежи в Церковь? Какие духовные книги Вы посоветовали бы для чтения новоначальной молодежи?

Сегодня у нас есть достаточно возможностей для такой организации приходской жизни, в которой был бы задействован каждый человек, пришедший в храм. С молодежью даже проще: обладая большой долей энтузиазма, молодые христиане зачастую сами стремятся быть полезными Церкви. Они выходят с инициативами, самоорганизовываются, общаются. В результате появляются новые и иногда даже неожиданные формы молодежного служения. Это все хорошо. Однако молодость — это пора не только проб, но и ошибок. Поэтому очень важно, чтобы священник на приходе, вне зависимости от своего возраста, смог стать для молодежи должным авторитетом. Это даст ему возможность направлять молодежные инициативы в правильное и полезное для Церкви русло. Ведь церковная жизнь очень многообразна. Но для того, чтобы правильно себя в ней проявить, необходимо иметь страх Божий и духовную рассудительность. Вот почему очень важно, чтобы энтузиазм молодых людей находил себе верный ориентир в лице священнослужителя.

Относительно духовного чтения трудно дать универсальный ответ. У каждого человека могут быть свои вкусы к духовной литературе. Кому-то по душе глубокие наставления древних святых отцов (авва Дорофей, преподобный Иоанн Лествичник), а для кого-то это сложно, и он стремится читать Жития святых — училище благочестия. Полезно будет почитать письма и наставления подвижников, живших в последние десятилетия. Это труды и монаха Паисия Святогорца, и преподобного Силуана Афонского, и игумена Никона (Воробьева), а особенно Жития новомучеников и исповедников Российских. Эти подвижники жили во многом близкой нам эпохе и потому говорили на темы, которые не утратили актуальности и сегодня.

Как Вы возрождаете приходскую жизнь в епархии?

Наша епархия во многом особенная. В самом ее центре находится известнейшая святыня Православия — Свято-Успенская Почаевская Лавра. Веками она была и остается источником церковной жизни не только в западных регионах Украины, но и далеко за ее пределами. На Тернопольщине, по сравнению с другими регионами, сохранилось много храмов, их всегда посещает много молящихся. Все эти храмы в подавляющем большинстве были православными, там возносилось за богослужением имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, люди в них принимали православное крещение и другие таинства. Так было до начала 90-х годов прошлого века. Потом за несколько лет Тернопольская епархия пострадала больше, чем, наверное, за все предыдущие годы тоталитарного режима. Униатами и раскольниками большая часть храмов епархии была отобрана варварскими средневековыми методами, доходившими до кровопролития. Наша Тернопольщина сейчас в религиозном отношении является уникальной областью. По количеству храмов на душу населения она занимает первое место в Украине. В самом городе около 70-ти разных храмов, и при этом только один храм канонической Украинской Православной Церкви — наш собор в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Поэтому возрождать церковную жизнь нам сегодня приходится не на ровном месте, а рядом с отобранными у нас церквями, зачастую ощущая агрессивное отношение тех, кто называет себя христианами, но находится в церковном расколе или унии. Эти обстоятельства по-настоящему сплотили наших прихожан. Они знают цену своей веры, знают, что ее необходимо отстаивать свидетельством своей христианкой жизни в любви и благочестии. Убежден, что наше будущее зависит от того, какими будут наши дети. В нашем соборе всегда много детей. Они собираются для занятий в воскресной школе, летнем лагере «Зеленый Афон». «Православная Тернопольская молодёжка» сплачивает многих молодых людей в таких святых делах, как помощь больным детям, сиротам, немощным людям и находящимся в заключении. Молодежь принимает активное участие в богослужениях. Смотря на них, верю, что у нашей Церкви есть благодатное будущее.

Очень многие, особенно светские люди, считают, что Церковь недостаточно обременена задачей нравственного воспитания простых людей, невнимательна к тем духовно-нравственным недугам, которыми страдает общество. Не существует ли сегодня проблемы некоторой отделенности Церкви от народа?

Во все времена Православная Церковь была со своим народом. А вот народ не всегда слушал голос Церкви. И сегодня этот голос звучит настолько, насколько это позволяют внешние условия. Мы делимся с окружающим миром той радостью, которую дает человеку православная вера. Сегодня голос Церкви звучит не только с церковных кафедр, но и через телевидение, радио, книги, газеты, другие средства информации. Его невозможно не услышать, однако, слышат не все. Нельзя человека загонять в храм принудительно. Путь к Богу должен быть его сознательным и свободным выбором. Православная Церковь никогда не использовала методы так называемой «агрессивной проповеди», как, к примеру, поступают протестанты. А именно священнодействие благодатных церковных таинств и является спасительной связующей между народом и Богом.

Как встречают Рождество в Украине: есть ли разница с тем, как отмечают его в России?

Традиции, связанные с Рождеством в Украине, богаты и передаются из поколения в поколение. Было время, когда советская власть пыталась запретить молодежи петь колядки, устраивать рождественские вертепы — ничего не получилось. В нашей епархии есть традиция съезжаться на Святки всей округой в один из крупных храмов или монастырей и петь колядки несколькими хорами. Один день — в Почаевской Лавре, следующие дни по очереди — в соборе, в Кременецком женском монастыре, в храмах благочиний. Кто впервые к нам попадает на этот праздник, не может забыть его никогда.

Как нам, православным христианам, относиться к людям других религиозных конфессий?

Мы — православные христиане и должны всегда помнить, что Православие — это самое дорогое, что у нас есть. В современном разноликом мире мы живём и общаемся с разными людьми, вне зависимости от их религии или национальности. Но не можем молиться вместе с теми, которые не хотят быть православными. Это правило, утвержденное на канонах святых отцов. Однако повседневное общение должно стать для нас своеобразной проповедью. Своей благочестивой жизнью в вере каждый православный христианин свидетельствует о Христе, порою убедительнее, чем словами проповеди. В безбожное время матери учили жизнью. Недаром в первохристианские времена даже язычники изумленно восклицали: «Какие женщины у христиан!» Целомудрие, милосердие, верность христианскому призванию жены и матери были той проповедью, которая побеждала рознь мира. Наша миссия — свидетельствовать границы Церкви в богослужении, соблюдении заповедей Божиих, хранении чистоты жизни, не стесняясь своей веры, не укоряя, не подстраиваясь под сиюминутность. А в условиях, когда вокруг много людей, которые не разделяют твоих православных религиозных взглядов, еще более ответственно следует относиться к своей духовной жизни, чтобы не стать ни для кого соблазном. Беречь кристальную чистоту святого Православия, избегать компромиссов в церковной и личной жизни даже в малом проявлении, и всегда ясно, просто и с радостью свидетельствовать Истину благочестивой жизнью, как священнослужителю, так и мирянину.

Напоследок, Владыка, Ваше напутствие молодежи: молодым священникам, их женам, юным христианкам.

Благодарите Бога за неизреченный дар — святое Православие. Живите Евангельским благовестием. Питайтесь дарами духовной мудрости богословского наследия. Познавайте его спасительную высоту сокровищницы веры. Освящайтесь благодатью церковных таинств.

Ныне особенно нужно ясное знание святого Православия. Изучайте Святое Евангелие, вникайте в святоотеческую сокровищницу, осознавайте незыблемость догматического учения Церкви, очищайтесь покаянием, укрепляйтесь молитвой и постом. Живите, стыдясь не Православия, а греховных поступков, и радостно свидетельствуйте миру преданность Христу Спасителю словом, делом, богоугодным житием.

Что бы Вы хотели пожелать редакции журнала и всем его читателям?

Благословением Божиим и подвижническими трудами ревнителей благочестия явился миру этот журнал. Радуюсь, что живет «Славянка» полнотой свидетельства о жизни во Христе в семье, мире и просто в сердце. Слава Богу, что в лице вашей редакции есть люди, которые понимают, что Православие вечно, живо и действенно, что ревнуют о целомудрии, девстве и святости дев и женщин. Православие призвано освятить всю нашу современную жизнь. Нам нужно постоянно и громко свидетельствовать об этом. Пусть помощь Божией Матери вдохновляет и ваш редакторский коллектив на дальнейший труд во славу малой Церкви — православной семьи.

Благодарим Вас, Владыка, желаем крепкого здоровья, помощи Божией и предстательства Пресвятой Богородицы на многотрудном пути Вашего архипастырского служения.

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"