Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Будьте верными Церкви Христовой

07.07.16

В НАРОДЕ НЕДАРОМ ГОВОРЯТ: «ЦЕРКОВЬ НЕ В БРЕВНАХ, А В РЕБРАХ», ВЕДЬ, ПО СЛОВАМ АПОСТОЛА, ЛЮДИ – ХРАМЫ СВЯТОГО ДУХА (СМ. 1 КОР. 6, 19). ОТКРЫВАЯ ДЛЯ СЕБЯ МИР ВЕРЫ, ВХОДЯ В ЛОНО ЦЕРКВИ, ХРИСТИАНИН ВСТАЕТ НА ПУТЬ ВОССОЗДАНИЯ ХРАМА СВОЕЙ ДУШИ. И ДЕЛО ЭТО ГОРАЗДО БОЛЕЕ ТРУДНОЕ, ЧЕМ ПОСТРОИТЬ ХРАМ ИЗ КАМНЯ… СЕГОДНЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ СТРОИТСЯ НЕМАЛО ЦЕРКВЕЙ. НО ТО ЖЕ ЛИ ПРОИСХОДИТ С НЕРУКОТВОРНЫМИ ХРАМАМИ НАШИХ ДУШ? О ТОМ, КАК БОРОТЬСЯ ЗА ДУШИ РУССКИХ ЛЮДЕЙ И ВОСПИТЫВАТЬ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ, КАК ОТНОСИТЬСЯ К КАТОЛИКАМ И К ПРОРОЧЕСТВАМ О ЦАРЕ, КАКИЕ ЧУДЕСА ПРОИСХОДИЛИ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ И ПОЧЕМУ СКРЫТЫ ОТ НАС МОЩИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ, РАССКАЗАЛ ЕПИСКОП АРСЕНЬЕВСКИЙ И ДАЛЬНЕГОРСКИЙ ГУРИЙ.

 

Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, о Ваших родителях, о том, как Вы пришли к Богу.

Мои родители познакомились в Воронеже. Они учились в одном классе, там и подружились, а когда они разъехались после школы по разным местам, то поняли, что друг без друга жить не могут, и поженились. Мой отец, Альберт Иванович Федоров (в крещении Александр), родом из русских поморов, родился и жил до седьмого класса в г. Архангельске, окончил Московский авиационный институт. А мама, Глафира Федоровна Любавина, родом из воронежских крестьян – закончила Ленинградский университет. Я родился в подмосковном Королеве, где мои родители работали инженерами в космической отрасли.

Мой отец был мудрым, рассудительным человеком, а мама была очень активной и все время в поиске Истины, радости, красоты. Эту вдумчивую наблюдательность, любовь к жизни и Бого-искательство они привили и мне.

С детства я находился в поиске смысла жизни, размышлял о жизни после смерти. Также значительное влияние на мое мировоззрение оказали книги Ф.М. Достоевского. Когда я поступил в МАРХИ, то христианские ценности стали раскрываться для меня через искусство, общение с интересными людьми.

Во время и после написания дипломной работы я начал активно искать Бога. И когда прочел Святое Евангелие, то искренне уверовал в Бога. Мои родители тогда были партийными. Мы много говорили с ними о вере, о Боге, о Церкви. Мама вспоминала, что много раз на ее жизненном пути Господь призывал ее к Себе, благодаря этому она уверовала. Потихоньку и отец пришел к Богу. В 58-летнем возрасте он принял Крещение, а через четыре года стал диаконом, а затем и священником, и служил в сане восемнадцать с половиной лет, вплоть до своего преставления.


Владыка Гурий, а почему Вы выбрали монашеский путь?

С самого детства я всегда стремился к чему-то духовному, чистому и высокому. Когда читал философско-религиозные книги, то не получал удовлетворения. И только в Евангелии нашел истину, полноту и совершенство. Моя душа возрадовалась об обретенном Господе и возгорелась к Нему.

Всегда я искал совершенства в любви, крепости в дружбе, взаимопомощи в деловых и рабочих отношениях, но нигде этого не находил. Во время Таинства Крещения меня коснулась благодать Божия, как некий аванс на будущую духовную жизнь. До этого искал все время какой-то красоты, гармонии, соразмерности форм; смотрел на произведения архитектуры, природу, человеческую красоту. Когда же крестился, мне уже ни на что не захотелось смотреть, потому что мой ум и мое сердце были преисполнены благодатью и все мои мысли и желания были не вне, а внутрь, но ненадолго… Усердно стал жить церковной жизнью, стал читать святых отцов, но особенно увлекала аскетика.

Одними из первых прочитанных мной духовных книг стали «Творения преподобного Симеона Нового Богослова». Этот духовный труд очень сильно подействовал на меня в плане выбора жизненного пути. Подобно тому, как человек влюбляется и все оставляет ради любимого человека, так и я влюбился в монашество. Монашество – это истинное совершенство.

 

Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, о своей работе в комиссии по воссозданию Храма Христа Спасителя. Какие трудности пришлось преодолеть? Какими чудесами укреплял Вас Господь?

Когда я был насельником Троице-Сергиевой Лавры и иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия II, лаврский старец архимандрит Наум (Байбородин) благословил группу из трех архитекторов заняться вопросами воссоздания Храма Христа Спасителя. Мы изучили историю проектирования и строительства Храма, создали комплексный проект его воссоздания и показали Святейшему, главному архитектору г. Москвы Л.В. Вавакину и мэру города Москвы Ю.М. Лужкову. Мэр заинтересовался, патриарх благословил, закрутилась работа, подключился Моспроект, и нас также пригласили поучаствовать. Верхним храмом занимался Моспроект-2, а нам отдали нижний Преображенский храм и деревянный храм-часовню в честь Державной иконы Божией Матери.

Наша группа увеличилась. В ней трудились замечательные архитекторы: Т.Н. Кудрявцева, И.Г. Тимофеева, А.Б. Барабанов, Е.Ю. Огородова, Н.Б. Оськина, О.Н. Ермакова и другие.

Трудностей было много. Верхний храм проектировался по чертежам создателя первого Храма Христа Спасителя К.А. Тона и его помощников. Все вопросы по стройке рассматривались на специальном совете, который возглавляли и утверждали патриарх и мэр. Митрополит Ювеналий возглавлял художественную комиссию. Были еще Наблюдательный совет и рабочая группа. В этих совещательных и исполнительных собраниях участвовали представители духовенства, много искусствоведов, профессоров, архитекторов и других специалистов. Нижним же храмом занималась наша небольшая группа проектировщиков. Периодически в нашу работу пытался кто-то вклиниться. Мы защищали свои проекты, патриарх держал нашу сторону, а его все неукоснительно слушались и очень уважали. Он поддерживал наши проекты, так как видел в них традиционное церковное благолепие и соответствие церковным канонам.

Во время строительства Храма Христа Спасителя было столько чудес, что их все перечислить невозможно. По благословению отца Наума Т.Н. Кудрявцева была руководителем проекта, И.Г. Тимофеева – основным проектировщиком, а мне пришлось заниматься организационными вопросами. Наши проекты чудесным образом получали поддержку и воплощались.

В советское время образовалась небольшая община верующих, которая по благословению старца Наума ходила на место разрушенного Храма Христа Спасителя и молилась о его возрождении. Время было непростое, за всем наблюдали спецработники, а верующие стояли и читали правило, данное старцем: много-много раз Иисусову молитву и Евангелие о расслабленном. Люди в штатском подходили и видели, что читается что-то необычное, и думали: «Наверное, это какие-то чудаки». И оставляли их в покое. Народная же молитва доходила до Небес, а чтение Евангелия о расслабленном вопияло к Богу о духовном расслаблении нашего народа. Когда же началась перестройка, другой лаврский старец Кирилл (Павлов) благословил молиться уже по обычному чину: совершать молебны с акафистом Державной иконе Божией Матери. Народ добавлял к этому еще акафист святому царю-страстотерпцу Николаю.

Был такой случай: отец Наум приехал с группой батюшек и монашествующих в Москву. В это время бассейн «Москва», построенный на месте взорванного Храма, был уже закрыт: там обнаружили какой-то опасный грибок. Батюшка походил по бассейну вместе с нами и сказал: «Скоро здесь все разворуют и начнут возрождать Храм Христа Спасителя, и возведут его за 3-5 лет». Мы все удивились: как же такое возможно – центр Москвы, Кремль под боком, и разворуют?! Да и не верили в возможность возрождения Храма Христа Спасителя, да еще и такого быстрого. Но началась перестройка, и во всеобщем хаосе бассейн стал рушиться, и его части действительно растащили. А Храм построили всего за пять лет. Строили с паузами, при дефолтах и экономическом кризисе, и чистого времени строительства получилось около трех лет. Это была настоящая стройка века. Храм  Христа Спасителя возродился в своей былой красоте и величии.

Святейший Патриарх и священники служили Литургии и молебны, освящали все этапы строительства. Мы ходили по стройке с ведрами святой воды, кропили здание и рабочих. Дело спорилось, и Храм чудесно быстро возводился. Главным же чудом, которому я стал свидетелем, было то, как неверующие люди – простые строители, проектировщики, руководители – обращались к Богу! После освящения Храма туда хлынули кающиеся грешники в великом множестве. Мы по много часов их исповедовали, беседовали с ними. На Небесах была велия радость! Храм стал воистину символом возрождения России! А регионы, глядя на Центр, стали возрождать разрушенные храмы и возводить новые у себя на местах.


Владыка, сегодня в нашей стране восстанавливается и строится заново много храмов. В Москве действует программа «200 храмов». Как обстоят дела со строительством новых церквей в Вашей епархии?

Слава Богу, что идет возрождение духовной жизни, и, как следствие, начинают строиться храмы. На самом деле, даже если в Москве построят не 200, а 500 храмов, то их все равно будет недостаточно на всех жителей.

Каждый многоэтажный дом – это целое село по численности. А если мы вспомним, что раньше в каждом селе был хотя бы один храм (а то и больше), то становится понятно, почему у каждой многоэтажки должен стоять небольшой храм.

В нашей епархии действует программа «30 храмов». В Хабаровске тоже действует программа «30 храмов», а на Камчатке – программа «20 храмов». Необходимо отметить, что, как Хабаровская, так и Камчатская, епархии пользуются поддержкой государственных структур при реализации своих программ на всех уровнях. А мы строим храмы исключительно на энтузиазме священников и редких благодетелей. Власти на местах нам не препятствуют, но и не помогают.

Число «30» – приблизительное. На данный момент в той или иной стадии ведется работа над 35 храмами и часовнями. В условиях Приморья строительство храмов – это огромная и трудная работа.

Сам я по профессии архитектор и в свое время закончил МАРХИ. Господь послал нам доброго помощника, епархиального архитектора из Москвы – Александра Геннадьевича Комарова. Помогают нам и другие московские архитекторы. Мы строим каменные и деревянные храмы, часовни, ставим поклонные Кресты. У нас огромные планы не только в храмоздательстве, но и в просвещении нашей таежной глубинки. Ведь человек – это храм Божий, Бог в нерукотворенных храмах живет, и таковое «храмоздательство» важнее всего.


Сегодня мы часто слышим о храмоборцах. Что православные, на Ваш взгляд, могут противопоставить их доводам? 

Наше общество сейчас находится в разодранном, разрозненном состоянии. Одна часть – это патриоты, которые хотят возродить Россию. Есть и те, которым все равно, возрождается наша страна или рушится, и их, как это ни прискорбно, большинство. Немало и вредителей. Необходима государственная программа при проектировании новых районов, по которой предусматривалось бы строительство не только новых больниц и магазинов, но и храмов. Тогда храмоборцы будут выбирать квартиры подальше от будущего храма из-за колокольного звона и других причин.


Владыка, другая проблема – у нас немало заброшенных, почти разрушенных храмов, а также древних храмов-памятников, до сих пор невозвращенных Церкви музеями. Почему так происходит, ведь по федеральному закону 2010 года музеи обязаны были вернуть имущество религиозного назначения?

Законодательство улучшается, но не все хотят соблюдать законы. Когда дело касается какой-либо материальной собственности, всегда возникают прения. Да и Церковь пока не готова взяться за все. Раньше стоял красивый храм, и вокруг него была деревня, а сейчас часто бывает так: деревни давно уже нет, а полуразрушенный храм стоит в чистом поле. Для Церкви главным является то, что храм – это святыня, а относится ли он к памятникам архитектуры, не так уж важно. Тем более что любой древний храм по сравнению с современной архитектурой – это настоящее произведение искусства.

Храм – это дом молитвы, дом Божий. И даже если он давно заброшен, мы должны его восстановить и «оживить» в память о наших предках, которые здесь жили и молились. Нужно бороться, как за каждую душу, так и за каждый храм!


Расскажите, пожалуйста, о православной миссии в Арсеньевской епархии. Какие проблемы сегодня стоят наиболее остро?

Люди в России вообще, и в Приморском крае в частности, пребывают в настоящем духовном оскудении. Поэтому главная задача современной православной миссии – это просвещение словом Божиим нашего народа на всех уровнях: мы работаем и на приходе с нашими дорогими верующими, с их семьями. Идем в школы, работаем с администрацией, с военными, с чиновниками, с предпринимателями. Наиболее остро стоящая сейчас задача – это просвещение наших детей. Дети – это наше будущее. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви  и Стратегии развития русского государства написано, что главнейшей целью является патриотическое, духовно-нравственное, культурное воспитание детей. А хранительницей всех этих духовно-нравственных и культурных ценностей в России традиционно является Церковь. В рамках этих церковных и государственных нормативных документов мы ведем свою работу. Стремимся сделать так, чтобы в каждом классе преподавались «Основы православной культуры и истории». Устраиваем для ребят концерты, различные песенные и культурные праздники, военно-спортивные мероприятия. Стараемся ввести детей в сферу православных, духовно-нравственных, исторических ценностей. Показать им красоту и радость, которых их лишили.

Трудно донести до чиновников необходимость заниматься не только экономическими и политическими, но и нравственными вопросами. Это касается и предпринимателей, да и простых людей.

Арсеньевская епархия начинает постепенно завоевывать уважение в обществе. Мы стараемся участвовать во всех культурных, социальных, образовательных мероприятиях. Одним словом, радуемся с радующимися и плачем с плачущими.


Ваше Преосвященство, Церковь нередко обвиняют в пассивности, молчании и потакании властям. Но стоит священнослужителю смело выступить с какой-то яркой инициативой, как тут же сыплются обвинения в «мракобесии», «попрании свободы личнности». Почему так происходит?

Церковь, по слову Божию, не от мира сего. Князь мира сего – сатана, потому что владеет душами множества людей, отдавших себя добровольно сатане в рабство. Истинные христиане являются воинами Христовыми. Мы боремся за каждую душу. Поэтому, что бы мы ни делали, наша деятельность всегда будет вызывать у кого-то недовольство. Как Господь говорил: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали (Мф. 11, 17).

 

Что бы Вы сказали тем православным священникам и мирянам, которые обеспокоены сегодня процессами экуменического характера в нашей Церкви, искусственного единения Католической и Православной Церквей?

Господь говорит: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). По отношению к внешним надо быть мудрыми, а по отношению к своим, родным, православным – простыми, открытыми, и говорить явно, как Господь со Своими учениками. Поэтому хочется, чтобы внутри Церкви мы – архиереи, священники – были открыты для народа и говорили все, как есть. Чтобы народ смог жить спокойно. Сейчас вопрос искусственного единения с католиками не стоит. Есть опасения по поводу грядущего Всеправославного собора. Люди волнуются, как бы на нем не приняли каких-либо экуменических решений.

Хочется сказать пару слов и о нынешнем состоянии католицизма. После Второго Ватиканского собора говорить о какой-то апостольской преемственности не приходится, так как в католичестве на данный момент сохранилась лишь видимость Церкви, а на самом деле это давно уже не та организация, с которой можно вести диалог на равных. Мы знаем, что Бог один и Церковь одна. Об этом хорошо писал святитель Иларион (Троицкий). Поэтому надо честно признать, что Католическая Церковь уже давно находится вне ограды Церкви Христовой.

Православным священникам и мирянам хочется посоветовать держаться Православия, поддержать наше священноначалие, которое сейчас находится в тяжелых политических и духовных условиях. Поддержать своей крепкой верой, несомненной надеждой и, если надо, исповедничеством. Святая Русь никогда не принимала западные исповедания. А тем более экуменизм, который есть ересь ересей, это вера антихриста, когда все в одну кучу и в итоге – все против Бога. Да не будет!


Ваше Преосвященство, сегодня понятие патриотизма имеет очень размытые границы. В чем проявляется патриотизм у христиан, «граждан Небес»? 

Все истинные христиане, прежде всего, – патриоты Небес. Хорошо иметь мудрого и благочестивого царя на земле, но главный наш Царь – это Христос. Он должен царствовать в нашем уме и сердце.

На первом месте у христиан всегда должно быть стремление к Царствию Небесному. Господь сказал: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Земной патриотизм является подготовкой, ступенью к патриотизму Небесному, и поэтому православные всегда искренне любят свою Родину, свой народ, свою семью и жизнь свою готовы отдать не только за Бога, но и за царя, Отечество. Можно уподобить жизнь христианина лествице добродетелей: научаясь почитать своих отцов, мы восходим к почитанию отцов государства, а затем возносимся к почитанию Отца Небесного.


Владыка Гурий, этот, летний, номер нашего журнала по традиции посвящен царственным страстотерпцам. В наше время возрождается почитание Царской Семьи, но оно еще не стало повсеместным, будто царская жертва так и проходит мимо сознания верующих.

Для меня царственные страстотерпцы – это великие святые. К патриотизму я и сам пришел не сразу, через веру. Современные люди мало знают о Боге, о патриотизме, о наших героях. Ведь святые – это герои духа. Как трава поднимается после зимы, так и царственные страстотерпцы, их пример и подвиг, святость и добродетели со временем завоюют сердца россиян.

Мы должны знать своих героев, своих святых. Наш святой царь совершил великий подвиг – принял мученическую смерть за свою страну, за своих подданных. И поэтому Церковь его прославила, и мы его почитаем как святого.

Святого царя называют искупителем и удерживающим, и это отчасти верно. Любой царь в стране или отец в семье удерживает от внешних и внутренних врагов, сохраняет страну или, соответственно, семью, и если надо, должен положить душу свою за други своя. Но Удерживающим весь мир и каждого из нас от зла и погибели является Дух Святой, а истинным Искупителем является Господь наш Иисус Христос.

Почитание святого царя Николая нельзя возводить в особый культ, нельзя впадать в царебожничество. Пророка Моисея современники пытались обожествить, преподобному Иоанну Лествичнику хотели воздавать поклонение как богу, а после кончины святого Иоанна Кронштадтского образовалась секта его чрезмерных почитателей. Поэтому Господь сокрыл святые мощи царя Николая, царицы Александры и их детей, чтобы люди не впадали в идолопоклонство. Может быть, именно поэтому мы до сих пор не имеем мощей святых царственных страстотерпцев?

 

Нам сегодня известны пророчества святых о грядущем православном царе. Как Вы считаете, возможно ли возрождение монархии в России в наше время, при нынешней конституции и «демократическом» мышлении большинства народа?

Когда я 30 лет назад пришел к вере, то с большим интересом читал разные пророчества. Но потом понял, что царя нужно, прежде всего, иметь в сердце и уме. Что касается установления монархии в России, то на современном этапе это невозможно. Сейчас все наше общество пронизано западными ценностями, и, даже если царь придет, никто его не будет слушаться.

Все зависит, с одной стороны, от воли Божией, а также, с другой стороны, от покаяния и исправления нашего народа. Если мы достойно понесем Божии наказания за свои грехи, раскаемся, смиримся и вернемся в лоно Русской Православной Церкви, то Царь Небесный может послать нам православного царя.

Что же касается пророчеств, то всему свое время, да и не все они исполняются, потому что у людей свободная воля и мало чего в нашей жизни происходит по воле Божией, больше по попущению Божию.


Вот, к слову о воле человеческой… В России 80% людей считают себя православными. Тогда откуда у нас такое страшное количество проявлений явного безбожия – абортов и брошенных детей, разводов и случаев семейного насилия?

Увы, статистика, показывающая 80% православных, никак не отражает действительность. С этой цифрой можно хоть как-то согласиться, если считать православными тех, кто имеет православные корни.

Истинно православный человек – это не только крещеный и верящий в то, что «там что-то есть», ходящий два раза в год в храм освящать куличи и брать святую воду. Православные живут по Божиим законам; не реже чем раз в месяц исповедуются и причащаются, живут в послушании у Церкви, имеют духовника. Одним словом – пребывают в системе православных ценностей и послушаний. Они знают, во что именно и в Кого они веруют. Православные крещены «Духом Святым и огнем». «Духом Святым» – это в Крещении и других таинствах, а «огнем» – постоянно горят любовью и верностью Богу и поучаются в слове Божием и чтении творений святых отцов. Если человек не подпитывается этим «огнем», он духовно охладевает и отходит от богомыслия и аскетизма, скатываясь в язычество и суеверия.

Большинство людей в нашей стране не разделяют православные устремления и ценности. Раньше, хотя люди грешили и падали, но все же был некий идеал – идеал святости. А сейчас никто не стремится к высоким идеалам. Потому-то все скатывается в явное безбожие, а отсюда и аборты, и разводы… Все это – проявление того, что ценности изменились, и в основании системы человеческих ценностей не лежит Закон Божий. Мера всех вещей сейчас – человек и его похоти. На первом месте у большинства людей стоит «я», «я» и еще раз «я», и еще немного «моя семья».


Владыка, раз мы подняли семейную тему – что бы Вы посоветовали молодым супругам, которые находятся на грани развода? Как им сохранить семью?

Русская пословица гласит: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Поэтому нельзя торопиться становиться супругами. И другая поговорка учит: «Идучи на войну – молись. Идучи в море – молись вдвое, хочешь жениться – молись втрое».

 Что же касается семейной жизни, то самый лучший способ сохранить семью следующий: для женщины – смирение, терпение и уважение, а для мужчины – уважение, снисхождение к слабому полу и забота. Без этих составляющих счастливой семейной жизни не получится. А главное – духовный выбор супругов. Семейную жизнь надо полагать на камне веры и благочестия.

 

В продолжение семейной темы – сегодня детей чем только не балуют. Игрушки, мобильные телефоны, компьютеры… В итоге, дети так «прирастают» к монитору, отрываются от реальной жизни, бытовых забот. Как Вы считаете, как этого не допустить и на что делать главный упор в воспитании детей?

Суть воспитания – это любовь. Любовь есть начало и конец всякого воспитания. Начало любви – научить бояться Бога, бояться родителей, а «совершенная любовь вон изгоняет страх».

Начало мудрости – страх Господень (Пс. 110, 10). Мудрые родители понимают, что в научении страху Господнему – первая степень любви к своему ребенку. Чем больше ребенок слушается и исполняет, тем больше ему дается свободы.

Что касается гаджетов, то я знаю, что есть такие школы, где детям вообще запрещено пользоваться мобильными устройствами. Конечно, мы живем в таком обществе, где трудно от этого совсем избавиться, но, как бы то ни было, все должно быть в меру и под контролем.

Как этого не допустить? Прежде всего, родители должны показывать собственный добрый пример, сами должны духовно трудиться. Во-вторых, надо ограничивать использование гаджетов, как я уже сказал выше.

Должна быть определенная система жизни. Каждая минутка должна быть у ребенка расписана, отчет обо всем и постоянный «разбор полетов», каким бы строгим это ни казалось. Мы должны воспитать человека, воспитать гражданина сначала земного, а затем и Небесного общества.

Семья – это малая Церковь, это ячейка государства. Главное – это научить ребенка страху Господню, тогда он станет человеком. И, как следствие, научить Богообщению.


А как нам преодолеть невежество и отсутствие порой элементарной культуры в обществе – в школе, на работе, в магазине, на приходе?

Я думаю, здесь стоит вопрос о возрождении русской культуры. Раньше основными книгами в русском обществе были Священное Писание, Часослов, Постановления Апостолов, Постановления 7-ми Вселенских и 14-ти Поместных Соборов, книга Апостольских Правил, Номоканон, Домострой и другие духовные книги. Из них исходила высоконравственная культура поведения, благоговейного уважения друг к другу, они учили милосердию, знаменитому русскому странноприимству, они формировали «широкую русскую душу»… А сейчас эти высокие ценности неактуальны: русские люди не читают Евангелие, не читают любимейшую в древности книгу – Жития святых, не читают творения святых отцов. А что читают? Читают детективы, романы, смотрят телевизор, «зависают» в соцсетях.

Надо восстанавливать институт семьи, христианскую систему отношений, уважение к мужу, к отцу прежде всего, уважение к супруге, к матери. Чтобы внешнее отражало внутреннее. Отсюда и отношение ко всем остальным людям. По Евангелию: Как хотите, чтобы к вам относились люди, так и вы к ним относитесь (ср. Мф. 7, 12). Но все должно начинаться с семьи, потому что основное воспитание человека всегда было в семье.

Когда я сюда приехал со своими помощниками, то местные жители шарахались от подрясников, от наперсных крестов, от апостольников инокинь. Они никогда раньше не видели ничего подобного. Сейчас уже привыкли. Церковь у нас с открытым лицом, и не строит из себя того, чем не является и не «прогибается под изменчивый мир».


Распространенные грехи нашего времени – курение, алкоголизм, распущенность и сквернословие – уже повсеместны, активно насаждаются рекламой, и особенно популярны в подростковой среде... Можем ли мы от этого уберечь своих детей? Как молодые люди могут сами противостоять агрессивному злу и порокам общества?

Детям самовоспитаться очень сложно. Когда ребенок маленький, он должен воспитываться в системе, в семье. Ребенка надо воспитывать, когда он находится еще во чреве матери или лежит поперек лавки. Потом уже поздно. Его надо отдавать в школу со строгими правилами поведения, чтобы он общался с воспитанными детьми. Надо водить его в кружки и секции. Чтобы у него не было свободного времени, и все было расписано до минутки. Отец и мать должны быть единодушны в своих взглядах на воспитание: за одно и то же наказывать или награждать. И, конечно, воспитание должно совершаться на началах церковных. Когда дети становятся еще старше, нужно их отдавать в молодежные церковные организации, чтобы они увидели, что они не одни такие среди враждебного христианству мира. Чтобы они смогли найти единомышленников, а впоследствии и друзей. Чтобы они знали, что у них есть Бог, есть Небесная Церковь, а земная Церковь небезразлична к их участи. Задача Церкви – создание среды, в которой они чувствовали бы, что они нужны, важны и значимы.

Верующие для греховного мира всегда являются бельмом на глазу, но от этого нам никуда не деться. Сам Христос говорит в Евангелии апостолам: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 19). И действительно, если не ненавидят, то с недоброжелательством, каждом шагу, неприятием христианского образа жизни приходится сталкиваться неоднократно. Но это цена, которую нам должно платить за все то духовное, великое, радостное и утешительное, что мы в Церкви Христовой получаем. Но укрепимся, постараемся засвидетельствовать жизнью нашу верность Господу нашему Иисусу Христу.


Ваше Преосвященство, Ваше наставление нашим читателям?

Желаю нашим читателям держаться веры православной, жить духовной, нравственной, христианской жизнью. Чтобы было единое христианское сообщество, «брат от брата помогаем», и в страхе и благоговении воспитывать своих детей. Времена всегда были и будут нелегкие. Желаю всем быть с Церковью, с Богом, в непрестанном Богообщении и радоваться о Господе.


 Беседовала Нина Рядчикова

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"