Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Радуйтесь, с нами Бог!

09.01.15

Духовная жизнь каждого человека – сокровенный, таинственный мир, сокрытый даже от самых близких людей. Мир, в котором происходят горькие падения и радостные победы над искушениями, подступает отчаяние, исцеляемое надеждой. Идет борьба – непрекращающаяся, напряженная и трудная, но необходимая для спасения души. Тем более тайной за семью печатями остается жизнь монашеская. Настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга игумения Домника рассказала о жизни обители, о том, что составляет суть монашества, что может сотворить молитва и что есть самое большое чудо Божие.

Матушка Домника, расскажите, пожалуйста, о Вашей обители.

Что в основном приводит молодых женщин к Вам в монастырь?

Обитель наша была создана в начале XIX века, несколько лет назад мы праздновали двухсотлетний юбилей нашего монастыря. Первая настоятельница, игумения Таисия (Костромина), была очень ревностным человеком, очень любила Бога, монашескую жизнь. И она заложила прочный фундамент обители не тем, что построила много зданий, организовала мастерские, а тем, что создала прекрасный устав обители, взяв за основу устав Саровской пустыни. Она все устроила так, чтобы сестры много молились, жили в подвиге ради Христа, чтобы между ними были любовь и единение. И эти традиции на протяжении ста лет бережно хранились всеми игумениями монастыря.

Последняя дореволюционная настоятельница, игумения Магдалина (Досманова), также старалась сохранить и поддержать в обители дух древнего монашества. Она отличалась большой ревностью к духовной жизни и хотела видеть в обители таких же пламенно ревностных сестер. Одной девушке, которая из-за домашних конфликтов просилась к ней в монастырь, она ответила: ≪Я беру не тех, кто не может жить с людьми, а тех, кто не может жить без Бога≫. Это, собственно говоря, и есть уже ответ на ваш второй вопрос: почему люди приходят в монастырь? Они приходят от любви – искренней и горячей любви ко Христу. Ведь как человек смог бы оставить все удовольствия мира, родных, друзей, все то, что он любил, – если бы он не вкусил иной любви, гораздо более сильной?

Существует расхожее мнение, что в монахи идут, когда что-то не сложилось в миру: не удалось создать семью или найти себя в профессиональном плане. Но монашество – это не бегство от житейских проблем. Подлинное желание монашества – это жажда встречи с живым Богом. Это горение сердца, готовность идти ради Бога на подвиг – подвиг молитвы и послушания, то есть отречения от своей воли. И вот когда у человека все это есть, то он полагает свое монашество на надежном, прочном основании. Многие спрашивают: когда лучше идти в монастырь? Конечно, лучше всего делать это в молодости. Почему? Потому что юная душа гибка и способна к изменениям. А это очень важно. У юного человека больше душевных сил, больше ревности, способности к самоотречению – словом,

просто большие способности к глубокой духовной жизни. Монашество – это, можно сказать, серьезная, очень сложная профессия. Человек, которому за пятьдесят, не начинает ведь изучать квантовую механику или ядерную физику – всем понятно, что к таким сложным наукам надо приступать в молодости, когда умственные способности находятся в расцвете.

То же и с монашеством, которое святые отцы называют наукой из наук, – для его постижения нужны свежие душевные силы. Что касается социального положения и образования, то это для вступления в монастырь не имеет никакого значения. Монашество само по себе университет – университет духовной жизни. Оно истинно просвещает человека. Через молитву, богослужение, чтение святых отцов, деятельное исполнение евангельских заповедей человек становится образованным в подлинном смысле слова. Священномученик Иларион (Троицкий), известный ученый-богослов, в одной из своих статей вспоминает, что он, академик, в разговоре с простыми иноками часто чувствовал себя как ничего не знающий.

Как говорит святитель Иларион, именно монастырь делает человека по-настоящему духовно просвещенным.

Скажите, что в первую очередь ищут люди, приезжая в Ново-Тихвинскую обитель?

Хозяйка нашей обители – Пресвятая Богородица. И люди, конечно, в первую очередь приходят к Ней и к святым. Как люди приходят к своим близким друзьям за утешением и поддержкой, так они приходят к святым, чтобы в молитве попросить у них помощи. Святые – на самом деле наши близкие друзья, они за нами всегда наблюдают и по первому зову торопятся на помощь. Святитель Николай Сербский пишет:  ≪Тысячи очей постоянно устремлены на нас, тысячи рук протянуты к нам≫. Конечно, и тогда, когда человек дома молится, святые его тоже слышат. Но в миру человеку мешает суета, заботы, поток информации, бурный ритм жизни. Ему трудно всем сердцем обратиться к Богу и святым, почувствовать их близость. А в монастыре у него есть возможность вырваться из этого потока суетной жизни и погрузиться в особую атмосферу тишины и безмятежности. В монастыре человек словно попадает в иное время, иное измерение. Он чувствует, что встречается со  святыми, Ангелами и Богородицей, и радуется благодатному присутствию невидимого Бога, как видимого. Пребывая в миру, человек порой забывает одну простую истину: то, что абсолютно все в этой жизни даруется нам Богом. Как говорит апостол Павел: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28). Наше здоровье, счастье, благополучие зависят не столько от наших трудов, сколько от Бога. Даже благополучие страны зависит не столько от усилий политиков, сколько от Господа. Мир хранится в большей степени молитвой, чем нашими стараниями. Иногда молитва одного святого делает, казалось бы, невозможное. Она исцеляет там, где бессильными оказались усилия многих врачей. Она дарует победу там, где человеческий ум признает неизбежным поражение. Она отвращает гнев Божий от целых народов и стран, меняя даже ход истории. Молитва – это великая сила, самая великая в мире. И когда человек попадает в монастырь, он вспоминает эту простую истину, опытно ее переживает.

По учению святых отцов, монаху необходимо творить непрестанную Иисусову молитву. А нужно ли учиться этому в миру?

Молитва Иисусова – это самое живое, непосредственное обращение к Богу. Желает ли Господь, чтобы люди обращались к Нему, звали Его, просили Его помощи? Конечно, Господь этому радуется. И неважно при этом, монах молится или мирянин. На Святой Горе даже рассказывают такую притчу. Явился некоему мирянину во сне Ангел и сказал: ≪Чтобы попасть в Царство Небесное, ты должен к Страшному суду собрать тысячу золотых монет≫. Человек задумался: какими же добрыми делами собрать такую сумму?

Он сказал Ангелу: ≪Я хороший отец≫. Ангел дал ему две золотые монеты. Затем человек сказал: ≪Я проповедую людям слово Божие≫. Ангел дал ему еще две монеты. ≪Я творю дела милосердия≫, – сказал человек и получил еще две монеты. Тогда человек опечалился: ≪Что же мне делать? За такие великие труды я получил всего шесть монет!≫ Тогда он начал со смирением просить Господа: ≪Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!≫ И вдруг в его руки посыпался дождь из золотых монет. Господь очень близок к нам и ждет, чтобы мы к Нему обращались. У каждого из нас постоянно находится множество поводов для смущения, огорчения, обиды, раздражения… И молитва – самое простое и надежное средство для того, чтобы сохранить душевный мир в повседневных трудностях и искушениях. Поводом к молитве Иисусовой может быть все: например, женщина беспокоится о своих детях, своем муже.

Один в отъезде, другой заболел, третий обиделся – поводов для беспокойства у матери и жены всегда много. Вот это и есть время, когда следует обратиться к Богу с молитвой: ≪Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных≫. Так она предает своих родных в любящие руки Божии. И этим помогает и им, и себе лучше, чем каким-либо другим способом. Вообще, молитва может освящать всю жизнь человека. Старец Паисий Святогорец советовал приходившим к нему мирянам: ≪Освящайте вашу жизнь. Когда хозяйка, занимаясь домашней работой, творит молитву, все освящается: освящается не только сама пища, но и те, кто ее ест, тоже освящаются≫. В том доме, где живет молитва, вся жизнь приходит в гармонию, там царят мир, радость, любовь. Там совсем по-другому смотрят на жизнь, то есть во всем видят Божию любовь и даже трудности воспринимают с бодрым духом, с надеждой. Неслучайно святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что творить в миру молитву Иисусову – это драгоценный обычай, и скорбел, что этот обычай утрачивается.

Оговорюсь, что мы сейчас имеем в виду именно то, чтобы призывать Господа в молитве Иисусовой в течение дня либо в скорбных обстоятельствах. Совершать же четочное правило, в особенности ночью, можно только по благословению, и для этого необходимо духовное руководство.

Матушка, какими чудесами Господь укрепляет Вас и сестер обители?

Преподобного Пахомия, который, как известно, сподобился от Бога многих чудесных видений и откровений, однажды спросили: ≪Авва, расскажи нам: какое самое удивительное чудо ты видел?≫ Ученики ждали, что он им расскажет о каком-либо возвышенном откровении, о явлении Ангела или еще что-то подобное. Но авва ответил: ≪Вы хотите услышать о чуде? Хорошо, я вам отвечу. Самое удивительное чудо – это человек чистый и добродетельный. И не спрашивайте меня о чуде, которое было бы выше этого≫. И мне тоже кажется, что самое великое и прекрасное чудо на земле – это человек, который стремится к жизни в Боге, в особенности, когда человек ради Господа отрекается от мира и приходит в монастырь. И еще: всегда переживаешь как новое чудо, когда человек на твоих глазах меняется, когда он, ради любви ко Христу, преодолевает свои немощи и страсти. Вообще, конечно, любой человек – это самое большое чудо Божие. А если человек истинно живет во Христе, то он становится словно светильник, который освещает и согревает светом Христовым всякого, кто бы к нему ни приблизился. И он может даже не проповедовать, потому что самой своей жизнью он свидетельствует о Христе. Другие люди, глядя на него, убеждаются в истинности Православия, и это действует даже сильнее, чем какие-либо внешние чудеса. Мне сейчас на память пришел случай, произошедший с известным русским епископом Иннокентием (Солотчиным) в конце XIX века. В молодости он был начальником миссии на Алтае, и однажды его стан остановился возле языческого поселка. У миссионеров не было пищи, и отец Иннокентий пошел к местному жрецу попросить хлеба Христа ради. Жрец, решив посмеяться над молодым монахом, открыл мешок, взял щепоть муки и сказал с издевкой: ≪Вот тебе Христа ради!≫ Неизвестно, какой реакции ожидал шаман – может быть, обиды, ответной враждебности или чего-то иного. Но последовало нечто такое, от чего он просто онемел. Отец Иннокентий упал к нему в ноги с благодарностью и словами: ≪Да спасет тебя за твой дар Христос Господь!≫ Жрец, пораженный смирением монаха, без всяких  проповедей тут же попросил научить его вере христианской и крестился вместе со всем поселком. Такое впечатление производит общение с человеком, живущим по-евангельски. Как говорит один старец, ≪восхищайся не тем, кто приближается к Луне, но тем, кто приближается к Богу≫. И действительно, это самое великое из всех дел, которое только может совершить человек на земле, это подлинное чудо.

Матушка Домника, как Вы оцениваете духовное состояние нашего общества сегодня?

О духовном состоянии современного общества, как мне думается, метко сказала одна глубоко верующая женщина, о которой упоминает в своих письмах архимандрит Софроний (Сахаров). Он так передает ее слова: ≪Я не богослов, я не знаю, что такое ад, но в душе моей представляю его себе как комфортабельную современную жизнь, только без храма и без молитвы≫. И действительно, сейчас, с одной стороны, у людей как будто бы есть все, они могут окружить себя полным комфортом, путешествовать по всему миру, приобрести любые знания и впечатления. А с другой стороны, в наши дни очень распространены духовные болезни: апатия, уныние, безволие. Известный современный проповедник, митрополит Афанасий Лимассольский, в одной своей беседе говорит, что ему часто приходится видеть молодых людей, которые совершенно ничего не хотят, не имеют никакой цели в жизни. Пытаешься такого человека расшевелить, чем-то заинтересовать, но его ничто не трогает, как будто перед тобой живой мертвец. И получается, что сейчас жизнь по видимости становится все более комфортной, людям все дано, а они при этом не видят смысла в жизни. И из этого ясно, что ничто внешнее не может дать человеку счастья. Без общения с Богом его жизнь становится мрачной, бессмысленной. И слава Богу, что многие сейчас находят дорогу в храм, воцерковляются целые семьи, которые стараются своих детей воспитывать в благочестии. Вот на этих детей вся надежда: они могут сделать наше общество духовно здоровым.

Что, на Ваш взгляд, необходимо делать нашим соотечественникам, чтобы богоборческие времена начала ХХ века и трагические события, происходящие сегодня на Украине, не  повторились?

Мне хочется предложить один ≪рецепт≫, который, наверно, покажется слишком простым. Но в действительности он очень действенный. Я говорю о том, чтобы читать жития святых. Когда человек читает жития, он не просто узнает о том или ином святом. Это чтение изменяет мировоззрение человека, его жизнь. Почитайте, например, жития новомучеников. Это потрясающее чтение, которое на многое открывает глаза и дает правильные ориентиры в жизни. А чтение житий более ранних святых помогает нам вернуться к своим корням, осознать, наследниками какой культуры мы являемся. Подлинная культура – та, которая помогает человеку прикоснуться к вечности, к Богу, то есть культура христианская. Люди сейчас ищут опору, идеал, к которому можно было бы стремиться. И они могут найти его в житиях святых. Мне думается, невозможно представить, чтобы человек прочитал житие преподобного Сергия Радонежского или преподобного Серафима Саровского и остался равнодушным! В этих житиях так много тепла и света, и, читая их, понимаешь, что кротость, смирение, любовь к Богу и ближним – это норма жизни, это должно быть для нас естественным. В житиях святых мы видим культуру, которая уходит своими корнями в Эдемский сад, в блаженное райское общество первых людей. И к этой культуре все мы можем приобщиться. Как говорил один святой нашего времени, преподобный Иустин (Попович), каждый из нас должен быть святым на том месте, где его поставил Бог. Если ты правитель, будь святым правителем; если ты мать, будь святой матерью; если ты воин, будь святым воином; если ты ученик, будь святым учеником… Самое главное, чтобы каждый из нас на своем месте делал то, что от него зависит. Тогда вся наша жизнь будет преображаться, освящаться, и мы будем людьми ≪вечной цивилизации≫, чадами Божиими, братьями и сестрами во Христе.

Матушка Домника, чего Вы хотели бы пожелать нашим читательницам?

Хотела бы пожелать живой веры. Когда она есть, то для человека горы превращаются в песчинки, и наоборот, когда ее нет – песчинки становятся горами. Когда вера усиливается, тогда человек ясно видит, что через события жизни с ним говорит Сам Бог. Тогда для него любая работа, незначительный будто бы разговор с кем-то, повседневные радости и трудности – все становится общением с Богом, переживанием близости Божией, ясным ощущением Его любви и заботы. Доверие Богу и Его святому Промыслу о нас делает нашу жизнь райской.

Как мы счастливы, что мы христиане! Как много мы имеем! Один афонский старец говорил: ≪Сейчас многие боятся ядерного оружия, но я тебе скажу, что у нас есть оружие посильнее. Молитва и Божественное причащение дают нам такой духовный огонь, сильнее которого нет ничего в мире!≫ Господь так обильно изливает на нас Свою благодать – через таинства, через молитву, через Евангелие и творения святых отцов. Будем же пользоваться этим, будем жить в благодати Божией! Пусть люди, глядя на нас, видят, что христианство – это жизнь, это истина, это настоящая красота и настоящая радость. 

Беседовала Нина Рядчикова

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"