Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Россия и Сербия – сестры родные

09.09.15

 

«НА НЕБЕ – БОГ, НА ЗЕМЛЕ – РОССИЯ» – ТАК ГЛАСИТ СЕРБСКАЯ ПОСЛОВИЦА. ПРИЯТНО СЛЫШАТЬ ТАКОЕ! ЕЩЕ БЫ: ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ РОССИЯ НЕ РАЗ ПОМОГАЛА СЕРБИИ. НО МАЛО КТО ЗНАЕТ, ЧЕМ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, РОССИЯ ОБЯЗАНА СЕРБИИ, И ИЗ КАКОЙ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ ТЯНУТСЯ НАШИ ДРУЖЕСКИЕ СВЯЗИ. НО ЛЮБОВЬ СЕРБОВ К РУССКИМ КАЖЕТСЯ ЕЩЕ БОЛЕЕ УДИВИТЕЛЬНОЙ СЕГОДНЯ – В НАШЕ ВРЕМЯ КРИЗИСОВ И ГРАЖДАНСКИХ ВОЙН МЕЖДУ САМЫМИ БЛИЗКИМИ БРАТСКИМИ НАРОДАМИ. О ВОЙНЕ И САНКЦИЯХ, КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯХ, РУССКИХ ЖЕНЩИНАХ И ДУХОВНОМ  ВОЗРОЖДЕНИИ РОССИИ НАМ РАССКАЗАЛ НАУЧНЫЙ СОВЕТНИК ИНСТИТУТА ИСТОРИИ СЕРБСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК И ИСКУССТВ, ЧЛЕН СЕНАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕРБСКОЙ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПОСОЛ СЕРБИИ В РОССИИ СЛАВЕНКО ТЕРЗИЧ.

 

Господин Терзич, расскажите, пожалуйста, что, на Ваш взгляд, объединяет Сербию и Россию? С чем связана такая любовь между нашими народами?

Начну с того, что для меня большая честь – давать интервью журналу «Славянка», который я регулярно читаю и очень уважаю. Как историк, я могу много говорить о многовековых дружеских отношениях между нашими государствами. По письменным источникам известно, что они были уже в конце XII-начале XIII века. Начало нашего сотрудничества часто связывают с великим святителем Саввой Сербским. Он должен был стать наследником сербского престола. Но, пообщавшись с русскими монахами, приезжавшими с Афона в Сербию, Савва внезапно и сам ушел на Афон и принял постриг в русском Пантелеимоновом монастыре. Пожив некоторое время там, перешел в обитель Ватопед, а позднее основал новый, известный сегодня сербский монастырь Хиландар.

Мало кому известно, что во время татаро-монгольского нашествия Сербия достаточно серьезно помогала Русской Православной Церкви и русскому народу. Об этом свидетельствует немало документов. С другой стороны, когда сербский народ во второй половине XV столетия попал в османо-турецкое пленение, начиная с XVI и вплоть до начала ХХ столетия Русская Православная Церковь, династия Романовых и русский народ всегда по-братски помогали Сербской Церкви и сербскому народу. По многочисленным историческим документам известно, что монахи, владыки, даже некоторые патриархи – как, например, патриарх Гавриил Раич – приезжали в Россию раз в пять-семь лет и получали помощь – деньгами, богослужебными книгами, сосудами, иконами. Трудно было бы сохранить Православие в Сербии и на всей территории Балкан, если бы не было помощи от России и русского народа.

 

Скажите, а в какой момент истории у нас с сербами установились самые тесные связи и отношения? 

Начиная с XVIII века, сербы все стали начали приезжать в Россию на постоянное место жительства. В 1751 году в Царской России, на территории сегодняшней Украины, была создана большая автономная область – Новая Сербия, или Славяносербия. Там обосновались тысячи офицеров-сербов, которые уехали из Австрии, спасаясь от унии. Они защищали здесь русские границы, женились на русских женщинах и быстро ассимилировались. Многие из этих сербов потом стали известными русскими полководцами, генералами. Среди них граф Михайло Милорадович, генерал Арсениевич и многие другие. Во время Отечественной войны 1812 года порядка десяти сербских генералов в рядах русской армии защищали Москву и Россию.

С конца XVIII-го и на протяжении XIX века налаживались более близкие научные, культурные, военные и духовные отношения Сербии с Россией. В начале 20-х годов XVIII века в Сремских Карловцах и Белграде открылись русские школы. В конце XVIII века некоторые сербы, окончив университеты Германии, Чехии и Австрии, приезжали на службу в Россию, многие сербы приезжали учиться в духовные академии Киева, Москвы и Петербурга, заканчивали русские университеты. В 1874 году в Москве открылось Сербское подворье, а в 1838 году – первое консульство России в Белграде. Царская Россия постоянно помогала нам при освобождении от турков. XIX век можно считать временем самого активного сотрудничества между нашими народами, в этот период в Сербию приехали первые русские слависты – Срезневский, Бодянский и другие. Особенный интерес к нашей стране проявляли русские славянофилы: братья Киреевские, Аксаков, Хомяков, Пагодин, Майков, Кошелев, Гильфердинг, а также Пушкин и Достоевский.

Первый русский консул в Сараево – Александр Гильфердинг – в 1859 году опубликовал в Петербурге интереснейшую книгу «Поездка по Боснии, Герцеговине и Старой Сербии». Он описал Сербскую историю, традиции, культуру, монастыри, церкви и нашу жизнь под турецким игом. Десять лет пост русского консула в Призрене, в Старой Сербии, занимал Иван Степанович Ястребов, который также написал прекрасные книги о Сербии – «Старая Сербия и Албания», «Обычаи и песни турецких сербов». После Крымской войны в 1858 году и позже в Москве и Петербурге создавались славянские комитеты, которые собирали помощь и очень помогали сербским школам и Сербской Церкви.


Какую роль сыграла Россия в драматической истории Сербии XIX и особенно ХХ века?

Можно сказать, что освобождение сербов от османо-турецкого и от австро-венгерского ига – во многом заслуга Царской России и династии Романовых. После Берлинского конгресса 1878 года, когда Сербия получила международное признание, она открыла свое первое посольство в Петербурге. В историческом сознании сербов сложилось такое мнение, что в течение столетий только Россия нам помогала в борьбе против османо-турецкого владычества. И неслучайно у сербов уже в XVI-XVII веках появляется своего рода «культ» России – уверенность в том, что в мире есть одна великая православная славянская страна, которая будет помогать нам вести освободительную борьбу. Доказательством этой братской любви стали и события в начале Первой мировой войны. После ультиматума, направленного Сербии Австро-Венгрией, царь-страстотерпец Николай II послал телеграмму с заверением, что Россия не оставит Сербию и будет бороться за достоинство сербского народа. Уже в 1914 году в городе Ниш (Южная Сербия) открылись русские военные больницы, одну из которых возглавила супруга русского посла в Белграде княгиня Трубецкая. Тогда же в Сербию из России были доставлены по Черному морю артиллерийские батареи и оказано немало другой помощи.

Зимой 1915 года сербская армия перед наступлением Австро-Венгрии, Германии и Болгарии должна была отступать через Албанию по горам. Но отряды, подойдя к Адриатическому берегу, не обнаружили там союзнических кораблей, которые должны были сразу эвакуировать сербов на Корфу. И тогда царь Николай II снова послал телеграмму, в которой выдвинул ультиматум: если союзнические корабли не придут срочно за сербской армией, он откажется от союзничества и подпишет сепаратный мир с Германией. Корабли тут же пришли… Вся наша история показывает, что мы были всегда вместе и в военно-политическом, и в духовном, и в культурном планах. Мы всегда были на одной стороне против наших врагов. И это было в Первой, и во Второй мировых войнах. Эта глубинная, многолетняя, духовно-культурная связь между нашими народами является гарантом нашего общего будущего.


Господин Терзич, говоря о близости и единстве наших народов, о переплетении их исторических судеб, не будет лишним сравнить даже песенные культуры Сербии и России, их сходство очевидно. Интересно узнать, какие ментальные особенности сербов и русских объединяют их? 

Знаете, впервые я встретился с русскими еще в Советском Союзе, примерно в 1981-82-е годы. Я просто гулял и вглядывался в лица людей на улицах – и заметил много людей, похожих на моих сербских соседей! Это не случайно, мы же с вами происходим из одного этнического корня. Наши ментальные основы одинаковы. Наши языки очень близки. В духовном смысле мы принадлежим к одной православной славянской или, как ее еще называют, к славяно-византийской цивилизации. Это определяет большую общность в культуре и в ментальности. У сербов с русскими много общего – славянская эмоциональность, душевность, гуманизм, солидарность, сострадание к бедным и униженным.

На сербскую культуру очень повлияла русская литература. В XIX веке на сербский язык были переведены почти все русские классики. Я уже в начальной школе, а потом и в гимназии, знал наизусть стихи Пушкина, Есенина… Но русские, как великий народ, меньше знают о сербах, чем сербы о русских. И мне кажется, нам надо больше, лучше знакомиться друг с другом. Не только на бытовом, но и на культурном уровне. Хотя церковно-духовные отношения у нас всегда были очень близкими. В XVIII веке языком нашей Церкви был церковнославянский. Так же, как и языком сербской литературы. Только в начале XIX века, с реформой сербского языка, мы немного отдалились от русских корней. Нам и на сегодняшний день надо больше встречаться и общаться. Интересно, но я могу сразу определить, был ли русский в Сербии хотя бы раз. Это заметно по его особо теплому расположению к Сербии. Дело в том, что в Сербии к русским относятся очень доброжелательно и сердечно.


В Сербии существуют различные общества сербско-русской дружбы, в Белграде работает «Русский дом». Существуют ли подобные организации в Москве и в России?

В Санкт-Петербурге, Москве и некоторых других городах России существуют общества русско-сербской дружбы. Наш почетный консул в Санкт-Петербурге Геннадий Николаевич Тимченко планирует открыть на Манежной площади сербское консульство, которое должно стать и центром сербской культуры. Жаль, что до сих пор не открыт подобный центр в Москве.

В Православном Свято-Тихоновском Университете создан русско-сербский клуб. Интерес к сербскому языку я заметил и во время визитов в Нижегородский лингвистический университет, а также побывав в Екатеринбурге и Тверской области. Думаю, тут необходима помощь и со стороны государства, чтобы изучение сербского языка было организовано не только на кафедре славистики, но и на краткосрочных курсах во время поездок в Сербию. Это может быть один-два месяца практики сербского языка, живое знакомство с людьми и культурой нашей страны.

«Русский дом» существует в Белграде с 1933 года. Он был основан на средства русской эмиграции, но в большей степени – на деньги короля Югославии Александра Карагеоргиевича. Это центр не только русской культуры, но русско-сербского сотрудничества. За последние пятнадцать лет в Сербии было основано более сорока обществ сербско-русской дружбы. Почти в каждом городке есть такое общество. Я состоял в Белградском обществе русско-сербской дружбы, которое возглавляла наша актриса Ивана Жигон.

В отношении к России и русской культуре сербы более активны. В Белграде находится самое большое в мире русское кладбище, расположенное за пределами России, наше государство ухаживает за ним уже много десятилетий... 16 ноября 2014 года его Святейшество Патриарх Кирилл вместе с нашим президентом Томиславом Николичем и Патриархом Иринеем открыли в центре Белграда большой памятник святому царю Николаю II. До революции на этом месте располагалось русское посольство… Также в прошлом году в Сербии был открыт памятник сербским и русским героям Первой мировой войны. Его открыли наш президент Николич и председатель Попечительского совета Центра национальной славы Владимир Иванович Якунин.


Господин Терзич, есть ли у Вас особо любимые произведения в русской литературе и музыке?

Со времен обучения в гимназии я люблю русские повести и романы: «Анна Каренина», «Война и мир», «Тарас Бульба» и др. Сербы многих русских писателей считают почти своими: Достоевский, Гоголь, Тургенев, Пушкин… В мое время у молодежи особенно популярен был Есенин. Его стихи, как «письмо Татьяны Онегину» Пушкина, мы знали наизусть… Люблю ваш балет, оперу и особенно классическую музыку: например, Римского-Корсакова. Мало кто знает, что он написал композицию «Сербская фантазия». А Чайковский написал Славянский марш, который изначально имел название «сербско-русского».

Мое поколение еще в школе учило русский язык. Новые поколения больше учат английский. Но в последние пятнадцать лет у сербской молодежи вновь появился интерес к русскому языку и культуре – здесь роль сыграла не только историческая солидарность, но и дипломатическая помощь России в сохранении нашей земли в Косово и Метохии. В Сербии очень популярен и сам российский президент Владимир Путин. Помощь по Косово и Метохии, которую оказывают нам ваше государство, дипломатия, Православная Церковь, Фонд святого Андрея Первозванного и Центр национальной славы, тоже очень влияет на отношение Сербии к России. Ваша страна продолжает приглашать нашу молодежь к себе в гости, в лагеря, на различные мероприятия. Это очень важно. В этом году мы ожидаем открытие большой Русской гуманитарной миссии в Сербии, которая будет особенно активной в наших южных районах – Косово и Метохии.


Доводилось ли Вам бывать в российской глубинке? 

Знаю, что Москва – это еще не Россия, так же как и Белград – не Сербия. Чтобы узнать настоящую Россию, надо поехать в глубинку. Но мои знания о ней, может быть, больше почерпнуты из литературы, журналов, телевидения. За тридцать лет командировок в Москву и Петербург я больше времени провел в архивах, не успев познакомиться с жизнью российской глубинки. Побывал я не во многих местах: в Петербурге, Твери, Нижнем Новгороде, Сочи, Екатеринбурге, Суздали, в Некрасовском районе Ярославской области. Но больше всего мне понравились деревянные русские дома с красивыми резными окнами! Мне бы хотелось побывать в российской глубинке, поговорить с людьми, самому все увидеть, но дипломатическая работа, к сожалению, такова, что на такие поездки почти не остается времени. Надеюсь, такая возможность еще представится. Мне бы очень хотелось побывать на Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке. Моя мечта – по железной дороге добраться до Владивостока.


Каково отношение сербов и Ваше лично к тому, что сейчас происходит на Украине?

Мы относимся с большим интересом к православным славянам – прежде всего, к русским и ко всему, происходящему на территории исторической России. Большинство сербов очень сожалеют, что между братскими славянскими народами идет такая странная гражданская война. Тем более, в этих районах Юго-Восточной Украины когда-то была Новая Сербия и до сих пор существует славяно-сербский район. Поэтому мы надеемся, что найдется достаточно трезвых умов, чтобы эту несчастную кровавую войну остановить как можно скорее.


Сербия отказалась вводить санкции против России. Иными словами можно сказать, что Сербия отказалась участвовать в заговоре против нашей страны. Как Вы оцениваете этот шаг и не пришлось ли за него расплачиваться?

Во-первых, у Сербии большой «опыт» санкций. В 1990-е годы к нам были применены очень жесткие санкции, намного более жесткие, чем сейчас по отношению к России. Но мы считаем, что санкциями ничего не добиться. Конфликт нужно решать переговорами, диалогом, а не санкциями, как неким «наказанием». А во-вторых, у нас с вами такие многовековые дружеские отношения, что мы никогда не будем готовы присоединиться к санкциям против России. И наш президент, и наш премьер-министр, и многие другие представители власти много раз об этом говорили. Сербия занимает в этом отношении принципиальную позицию.


Как в Сербии взаимодействуют Церковь и государство? Отличается ли эта модель от российской?

Еще во время Византийской империи существовала симфония Церкви и государства. Симфония как согласие. И я считаю, что в каждом государстве в любое время важно найти это согласие. У нас, как и в России, Церковь отделена от светского государства. Но при этом Сербия поддерживает нормальные отношения с Сербской Православной Церковью. Никаких острых проблем нет. Государство уже возвратило Церкви некоторое присвоенное ранее имущество. Государство помогало и раньше – реставрацией, возрождением некоторых старых монастырей и храмов. И хотя на это всегда не хватает средств, государство все же старается сохранить наше культурное наследие.

Мне кажется, как и Русская, Сербская Православная Церковь всегда имела особое отношение к своему народу. В самые трудные времена она была с народом. Вот почему Сербская Церковь играет особую роль и имеет огромное моральное влияние на сербский народ. Хотя и нередки в прошлом случаи, еще во время иностранного пленения, когда одни сербы принимали ислам, а другие – римо-католичество. Но это происходило в Боснии и Герцеговине и некоторых южных районах, таких как Рашкский регион. Однако наша Церковь сегодня справляется со своей миссией, по сей день укрепляя национальную самоидентичность сербов.

 

На память приходит еще одна параллель, связанная с нашими странами. В Черногории организовалась самостоятельная Черногорская Православная Церковь. Ее самостоятельность не признана ни одной из канонических Православных Церквей. Но она находится в евхаристическом общении с Украинской Православной Церковью Киевского патриархата, который тоже не признан каноничным. Украина по-прежнему находится под юрисдикцией Московского Патриархата. Принимаются ли в Сербии какие-то попытки изменить эту ситуацию?

У нас существует единственная каноническая Сербская Православная Церковь. У нее есть свои епархии и митрополии. Но нет никакой «Православной Черногорской Церкви». Это просто группа единомышленников, которые зарегистрировались в политической инстанции как «Черногорская Православная Церковь». В рамках канонической Сербской Церкви на территории Черногории существует четыре епархии. А черногорский вопрос не является вопросом церковным – это часть политических планов о разделении сербского православного народа и Церкви. Так называемая «Черногорская Церковь» является непризнанной, а значит, не является никакой Церковью ни в каноническом, ни в духовном смысле. Я считаю, очень важно, чтобы Сербская Православная Церковь, как и Русская Церковь, сохранила свое каноническое единство. Это является гарантом и нашего общего будущего.


Господин Терзич, расскажите, пожалуйста, о некоторых основных православных традициях сербского народа.

Сербы долго и бережно хранили свои патриархальные традиции. По сравнению с другими славянскими народами, у нас есть свои, особые обычаи. Мне кажется, такой обычай, который существует только у сербов, – это Крестная Слава. Дело в том, что у каждой семьи есть свой святой покровитель, чей день она празднует. Это и называется Крестной Славой. В моем роду – это Архангел Михаил. Самые почитаемые покровители семей в Сербии – святитель Николай и великомученик Георгий. Этот обычай имеет огромное духовное значение. Вся семья собирается в этот день или накануне праздника, зажигают славскую свечу, пекут калач и зовут гостей.

Конечно, сербы, как и русские, празднуют Рождество Христово и Пасху. Эти праздники, как и «сербский» новый год, мы отмечаем по старому календарю. В Сербии еще сохранились патриархальные отношения, даже среди молодежи, несмотря на современные модные течения. Особенно в сербской глубинке. Так было раньше и у вас. Но мне приятно наблюдать, что сегодня ваши патриархальные традиции начинают возрождаться. В вашем журнале много описывается старинных русских обычаев, рецептов. Мне невероятно интересно все это открывать для себя.


Какие русские святые почитаются у Вас на Родине?

Прежде всего, преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский. В сербском городе Новый Сад открыли памятник преподобному Сергию. Последнее время немало паломников приезжают из Сербии в Дивеево к преподобному Серафиму Саровскому. Также у нас очень почитается святитель Иоанн Шанхайский и другие святители. В Белграде стоит храм благоверному князю Александру Невскому. Когда я был в Александро-Невской лавре в Петербурге, то заметил, что рядом с Суворовым похоронены сербский граф Савва Владиславич-Рагузинский, Михайло Милорадович, наш последний патриарх Василий Бркич-Йованович, а также митрополит Черногорский Василий Петрович.

И, конечно, в Сербии очень почитается русский святой государь Николай II. Первая фреска с изображением царя-страстотерпца появилась в монастыре Жича. Но интересно, что наши святители являются одновременно и вашими святыми! Как, например, святой Савва Сербский. В Кремле в Архангельском соборе сохранилась фреска святого Саввы с его отцом преподобным Симеоном Мироточивым. В последнее время вижу, в России появилось много переводов трудов святителя Николая Жичского, патриарха Павла и преподобного Иустина (Поповича).


Бывают ли моменты, когда Вы тоскуете по Родине?

Честно говоря, особой ностальгии у меня нет. Может быть, потому, что в Россию я приезжаю уже много лет. И чувствую себя почти как на Родине. Я слушаю вашу музыку, читаю вашу литературу, хожу в музеи… Замечательно, что русские сохранили прекрасный обычай – дарить книги. У меня в Белграде большая русская библиотека – около 1000 книг, а здесь я уже собрал около 500. Я общаюсь с молодыми людьми и коллегами, среди которых всегда было много умных интересных людей.

Меня всегда привлекала русская философская мысль, особенно конца XIX-начала XX веков. Все они уже переведены на сербский язык. Русская философская мысль во многом повлияла на развитие сербской философской мысли. Я с удовольствием читаю русских философов и славянофилов. Много лет я работаю над своей книгой «Русские славянофилы и сербы», где пишу о славянофильстве как культурно-философской системе, ценностях, взглядах на общество и православный мир, а также на политику Российской империи второй половины XIX века. Обещаю, будет интересно!

В скором времени будет опубликован перевод на русский язык моей книги «Старая Сербия: драма одной европейской цивилизации».



Появилось ли за время работы в России желание перенять какие-нибудь качества у русских?

 

Я очень уважаю ваши традиции. Мне нравится то глубокое уважение, с которым вы относитесь к классической музыке и литературе. Приятно смотреть, что у ваших музеев выстраиваются очереди! У вас столько прекрасных библиотек, парков и памятников известным деятелям – полководцам, композиторам, писателям. Мне бы хотелось, чтобы подобное отношение к культуре было в Сербии. Я люблю посещать консерваторию имени Чайковского и все ваши музеи – Царицыно, Исторический музей, Музей современной истории России, Оружейную палату Кремля… Для меня это прогулка по культурному наследию вашей страны.

Но большой трагедией для вашего народа является то негативное отношение к Царской России и Русской Православной Церкви, которое появилось после революции. Разрушение церквей, монастырей, разорение культурной сокровищницы... По-моему, это нанесло ущерб общему культурному развитию русского народа. Но, слава Богу, я очень радуюсь, что являюсь сегодня свидетелем возрождения православной России. После советского периода началось возрождение традиций, поддержка традиционных ценностей, развитие гуманитарной, благотворительной миссии Русской Православной Церкви. Так постепенно возрождается и морально-духовное состояние русской нации.

 

Нашим читательницам было бы интересно узнать, в чем Вы нашли сходство и отличие в характерах русских и сербских женщин?

И русские, и сербские женщины очень красивы. Так говорят многие мужчины, не я один. Сербские женщины сохранили, может быть, больше «патриархальности» в своем поведении. Но, что я заметил, русские женщины очень образованны, интересуются культурой, искусством... Также они очень добродушные, сердечные, сохранили это типично славянское добродушие, которым светятся глаза и улыбка.


Какую роль в Вашей блестящей карьере сыграла Ваша супруга?

Несомненно, супруга играет важную роль в карьере каждого мужчины. У нас есть такая поговорка: «Дом лежит не на земле, а на жене». Жена – это, можно сказать, фундамент семьи. Моя супруга много занималась семьей, домом, детьми и, похоже, в целом работала больше моего, пока я занимался учеными степенями и научными работами. Пятнадцать лет я занимал пост директора Института истории Сербской Академии Наук и Искусств. А это налагало большие обязательства. Так что дом целиком лежал на плечах супруги.


Господин Терзич, Ваши пожелания читательницам нашего журнала.

Я хотел бы пожелать им продолжать читать «Славянку». Я сам ее читаю и рекомендую всем друзьям-сербам. Благодаря этому журналу можно многому научиться и познакомиться с русской традицией, духовностью, народной жизнью. Мне кажется, ваш журнал – это самый цивилизованный способ поддержки и развития русской культуры. Он несет эту миссию не только благодаря вашим собеседникам и текстам, но и прекрасным фотографиям! Для меня это образец редактуры журнала. «Славянку» могут читать и ученые, и простые люди, и воцерковленные, и далекие от Церкви. Поздравляю с этим главного редактора и всех сотрудников журнала! Надеюсь и верю, что русский народ и русское общество встанет на тот путь, о котором вы пишете.


Беседовала Нина Рядчикова

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"