Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Сила русских – в единстве, а единство – в Боге

07.11.17

СЕГОДНЯ У ЦЕРКВИ, КАК И ВО ВСЕ ВРЕМЕНА, МНОГО ТРЕВОГ И ВЫЗОВОВ: АГРЕССИЯ АТЕИСТОВ, АКТИВНОСТЬ КАТОЛИКОВ И НЕОЯЗЫЧНИКОВ – С ОДНОЙ СТОРОНЫ; РАЗОБЩЕННОСТЬ, ПАССИВНОСТЬ И РАВНОДУШИЕ ВЕРУЮЩИХ – С ДРУГОЙ…  НО, ВОЗМОЖНО, ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ ТАИТСЯ В НАС САМИХ, В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА? КАК ОТ НЕЕ ИЗБАВИТЬСЯ, КАК ИСЦЕЛИТЬСЯ, С ЧЕМ ХРИСТИАНИНУ БОРОТЬСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО? КАК НАУЧИТЬСЯ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ, КАК ЗАЩИЩАТЬ СВОЮ ВЕРУ, КАК УКРЕПИТЬ СЕМЬЮ И ОБЩИНУ? НА ЭТИ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ ГОСТЬ НОМЕРА – ЕПИСКОП ПЕРЕСЛАВСКИЙ И УГЛИЧСКИЙ ФЕОДОР (КАЗАНОВ).

 Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, немного о своих родителях. Вы воспитывались в верующей семье?

Родители у меня очень хорошие, во времена моего детства они были верующими, но не воцерковленными, или как говорят: не религиозными. Уже позже они повенчались, папа стал даже пономарить в Казанском монастыре, мама тоже ухаживала за подсвечниками в храме. Большое влияние на меня оказали мои бабушка и тетя, у которых в детстве я проводил летние каникулы. Иногда они рассказывали о Страшном суде, и эти рассказы открывали для меня дверь в какой-то совершенно новый и неведомый мир. Образы конца света заставляли размышлять о своих поступках, об ответственности за них и о чем-то еще, тогда еще совсем непонятном и страшном.


Говорят, что монашество – это Божие призвание. Каким образом Вы это почувствовали для себя? Не хотелось ли Вам когда-то создать семью?

В детстве мама посвятила меня Богу. Я заболел, меня долго лечили, но врачи не могли ничего сделать. Какой-то доктор сказал маме: «Не мучайте мальчика, дайте ему умереть спокойно». Тогда она встала на колени и сказала, обращаясь к Богу, чтобы Он взял меня к Себе в служители, лишь бы я жил. Это было в гостинице, мама возила меня по врачам, я тогда уже почти не ходил от слабости. После маминой молитвы меня снова положили в больницу, и я стал потихоньку поправляться.

Спустя некоторое время я почувствовал сильный призыв: Бог позвал меня к Себе. Но тогда я был молодой и совсем неразумный, мне хотелось посмотреть жизнь, и я попросил у Бога отсрочки до двадцати пяти лет. И Господь отпустил меня до времени. С девушками у меня не складывалось настоящих отношений, как-то не получалось. Я стал все чаще задумываться о смысле жизни, о предназначении человека, о личном призвании, о вечности. Тогда меня снова посетил Господь, я уже не смог отказаться... Сейчас, конечно, жалею, что не откликнулся на Божий призыв сразу.


Владыка Феодор, Вашим духовником был удивительный, высокой духовной жизни старец архиепископ Михей (Хархаров). Расскажите, пожалуйста, о нем немного. Что самое главное ему удалось передать Вам?

До сих пор не понимаю, как так получилось, что меня приняли в эту духовную семью. Когда владыка говорил кому-то про меня: «Это мое чадо!» – сердце ликовало, мне трудно было в это поверить. Он был совершенно открыт, доступен для каждого, но, в то же время, всегда был один на один с Богом. Когда владыка говорил: «Пойдем Богу молиться» – я внутренне как-то менялся. Так это было непривычно, очень просто сказано и, в то же время, очень сильно и с большой любовью, что бросаешь все и идешь, вернее, летишь на молитвенное правило.

Владыка почитался как старец и у него был непререкаемый авторитет, как среди духовенства, так и среди мирян. Он прошел и детский дом, и войну, и предательство, и гонения, как истинный исповедник. В 1946 году молодой боевой офицер Александр Хархаров помогал своему духовному отцу – тогда архимандриту, а впоследствии митрополиту Гурию (Егорову) – готовить к открытию Троице-Сергиеву Лавру. Позже от рук своего аввы Александр принял монашеский постриг с именем Михей. Во времена хрущевских гонений он сумел сохранить Успенский Жировицкий монастырь и защитить ссыльного архиерея. Архиепископ Михей воспринял опыт старчества от глинских монахов, ныне прославленных схиархимандритов: Серафима (Амелина), Серафима (Романцова) и Андроника (Лукаша). Жил владыка в простоте и строгости к себе и всепокрывающей любви к людям. Во времена всеобщего лишения и дефицита к нему приходило множество посылок, которые он распределял по монастырям и приходам различных епархий Русской Церкви.

Прозорливец и молитвенник, от которого получали утешение и помощь в любое время дня и ночи и батюшки, и бабушки, и взрослые, и дети. Он для многих был как отец. Заботливый, внимательный, настоящий ходатай пред Богом. Его так многие и звали – отец Михей, даже когда он стал архиепископом Ярославским и Ростовским, почетным гражданином города Ярославля. Один его вид благотворно действовал на души людей. «Владыча» (как называл его один кардиохирург, сразу и безоговорочно проникнувшийся к нему всей душой), умирял, утешал, исполнял духовной радостью сердца приходящих к нему.

В то же время, владыка юродствовал, скрывая от людей свои духовные дары и прозорливость, то, что ему являлась Божия Матерь... Когда владыку называли старцем, он обычно скромно говорил: «По возрасту». Однажды, когда к владыке Михею приехала в гости группа из Таиланда, один из посетителей сказал, что если бы владыка находился у них в стране и ничего бы не делал и даже ничего бы не говорил, то все стали бы православными. Тайцы очень чувствуют внутренний мир человека и больше доверяют сердцу, чем словам. На самом деле, старец был настолько благодатным, что к нему тянулись и люди, и все живое. Однажды, когда мы с ним посетили одну знакомую, у нее вдруг зацвел цветок, впервые за семь лет. На склоне жизни владыка Михей перенес инсульт, но даже в инвалидной коляске он объезжал епархию, служил на приходах, вел прием посетителей, решал церковные проблемы. И при этом никаких жалоб и недовольств. Для меня непостижима глубина и высота его подвига.

Ну, а что мне удалось у него приобрести и сохранить, это уже вопрос не по адресу. Со стороны виднее. Моя душа счастлива, что в моей жизни есть такой человек, как владыка Михей. Любовь не умирает, потому и говорю, что не был, а именно есть. Он есть не только в моей жизни, но и в жизни многих людей, даже тех, кто его не знал лично, а познакомился с образом владыки в дни его памяти или через чей-то рассказ о нем, о его духовной семье. А семья эта: митрополит Гурий (Егоров), митрополит Иоанн (Вендланд), протоиерей Игорь Мальцев и многие другие – те, кто пронес наследную идею Александро-Невского братства служения людям через годы гонений и через всю свою жизнь. Они были настоящими. У них был настоящий подвиг и настоящая вера, настоящая любовь, которая не в словах, а в конкретных делах.


Владыка, скажите, пожалуйста, кто Ваш любимый святой? 

У меня их несколько. Это не только те, кто близок и дорог сердцу, но и те, с кем установлен живой контакт. Архангел Михаил, пророк Илия, мой святой в Крещении –святитель Николай, преподобный Сергий, благоверный Александр Невский, великомученик Георгий Победоносец, великомученица Параскева Пятница и, конечно, мой небесный покровитель преподобный князь Феодор Черный, Ярославский Чудотворец.


Какими чудесами укрепляет Вас Господь в Вашем служении?

Самое главное – это чудо жизни. Не перестаешь удивляться премудрости и любви Творца к окружающему миру и человеку. Второе – чудо милости Божией. Когда чувствуешь прощение своих бесчисленных грехов и приятие в объятия Отча. К этому же можно отнести возможность совершать Божественную Литургию.


Ваше Преосвященство, какие главные угрозы Православию в России Вы могли бы назвать? Как нам относиться сегодня к проблеме навязываемого сближения нашей Церкви с католической? 

Православная Церковь – нерушимый столп и утверждение истины. Более 1000 лет православие в России незыблемо хранит евангельское учение, заветы апостолов и святых отцов. Пусть обрушится на Церковь вся злоба мира, врата ада не одолеют ее… Сколько бы ни было врагов вокруг нас, главный враг у нас внутри. Ибо «Кто нас разлучит от любви Божией?» – спрашивает апостол Павел в послании к римлянам. И сам отвечает: «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы… ни настоящее, ни будущее… не могут нас разлучить от любви Божией». Веру можно разрушить только в конкретном человеке. Поэтому более остро стоит совсем другой вопрос. Насколько вера сильна в нас самих? Если наши страсти расторгли священный союз души и Бога, то душа умирает. Ее окружают демоны. Ибо, где будет труп, там соберутся орлы (Мф. 24, 28). А в каком виде, в чьем обличии прилетят эти страшные «птицы», уже вторично, так как это является только следствием и свидетельством нашего всеобщего тления и духовного распада. Главная угроза для Православия – отсутствие покаяния, оскудение нашей веры и любви.

Именно покаяние – непременное условие пришествия Царства Божиего, центральная мысль проповеди Предтечи Господня и Самого Христа Спасителя: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Диавол в ответ стреляет дуплетом. Чтобы уничтожить покаяние, ему нужно разрушить предмет борьбы и лишить человека силы и желания бороться с грехом. В первом случае стираются границы добра и зла, грех выдается за норму. Порок возвеличивается, а добродетель уничижается. Во втором случае – от обилия пищи, комфорта и различных удовольствий развивается самолюбие, от которого происходят чревоугодие, блудная страсть, сребролюбие, тщеславие и другие пороки, развивается воля ко греху и самоугождению, парализуется воля ко всякой добродетели.

Тогда человек погибает духовно. Мухи не садятся на горячий котел, ждут, когда тот остынет, так и демоны не смеют приблизиться к человеку, пока он пребывает в покаянии и молитве. Будем помнить, что все напасти посылаются Богом не столько за грехи наши, сколько за отсутствие покаяния. Будем подогревать нашу любовь к Богу, молиться и каяться в своих грехах, а это возможно только при точном, хотя бы и простом знании православного христианского вероучения, как говорит и учит нас святитель Игнатий (Брянчанинов).


Вы не раз говорили, что современный человек – это потребитель. Как нам, верующим, преодолеть это эгоистическое желание потреблять что-либо в Церкви и получать выгоду от людей и Бога, как научиться отдавать, научиться жертвенности и истинной любви к Богу, к ближнему и Церкви?

Потребленец – это наш ветхий человек. Нужно совлещись ветхого человека и облечься в нового, как учит нас апостол Павел. То есть изменить сознание, отношение к Богу, к себе и к людям. В каждом из нас есть ветхий человек – душевно-плотской, то есть страстный, и новый человек – духовный. Между ними всегда происходит борьба. Если один крепнет, второй ослабевает, и наоборот. Мы должны четко понимать, что в духовной жизни не может быть никаких заигрываний, ничего несерьезного, потому что что духовная жизнь – это борьба с силами тьмы за нашу душу. Чтобы победить грех, его нужно возненавидеть в себе до смерти. Желать лучше умереть, чем жить под его гнетом.

Христианин – это жертвенник. И в прямом, и в переносном смыслах. В его сердце сжигаются, уничтожаются страсти. Он жертвует собой ради другого, как Христос, пришедший пострадать за человека даже до смерти. В основе Православия лежит принцип: блаженнее давать, нежели брать, и вообще, не ждать себе никакой награды. Мы боимся страданий и ищем утешения. Мы никого по-настоящему не умеем любить, даже себя. В нас разделение. Мы любим в себе страсти, но страсти – это не личность, это болезнь личности, недуг души – греховная порча. Человек – это образ Божий. Надо любить то, что соединяет нас с Богом, делает богоподобными, то есть благодатными, святыми, и ненавидеть то, что разлучает от Бога, делает безобразными. Надо возлюбить страдания, как очищающее нас от греха лекарство и возненавидеть негу, как смертельное ложе Прокруста.

Совершенно четко сказал преподобный Марк Подвижник: человеку невозможно не страдать. Либо добровольно и временно здесь на земле, либо безвольно и безвременно после смерти. Если в человеке страх, значит он еще духовный младенец, у него сознание раба и он – раб. Если человек духовно развивается, он восходит на вторую ступень – наемник, когда трудится Господу, ожидая награды. И только сын не ищет своего, он всецело предан Отцу, потому что любовь победила страх. И в этой любви он получает максимум свободы и счастья. Кто отдает, тот больше приобретает. Отдает временное, получает вечное, отдает страстное, греховное, получает духовное. «Даждь кровь и прими Дух» – говорит преподобный Марк Подвижник. Нужно учиться отдавать каждый день, пусть понемногу. Только если ты был верен в малом, тебе дается большее. Казалось бы, мелочь: промолчать в споре, уступить свое место другому… Но надо понимать, что за эти мелочи мы приобретаем себе вечность. Святитель Иоанн Златоуст потому и называет жизнь торговлей, что мы, каждый раз теряя для земной жизни, приобретаем для будущей или наоборот. А чем мы жертвуем и ради чего, решает каждый сам...


Владыка, разобщенность верующих – тоже одна из актуальных проблем нашего времени. Особенно это заметно в наших больших городах. Как Вы считаете, как создать, укрепить и сохранить общину на приходе в городе?

В основе любого общества, как организующее и связующее звено, находится личность или группа личностей. В церковной общине объединяющее начало лежит на пастыре, как образе Христа. Ибо Церковь Христоцентрична. Определенная пассивность, как пастырей, так и пасомых, есть проявление душевного недуга. Не надо ждать, пока тебя полюбят, нужно учиться самому любить. Надо искать возможности подражать Христу, идти за Ним, искать Его. А где Христос? Сам Спаситель отвечает: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Чтобы укреплялась церковная община, надо, чтобы центром ее был Христос. Приходят на ум самые простые примеры: оставаться после службы, вместе накрыть стол, вместе пить чай, вместе готовить храм к празднику, интересоваться Евангелием, вопросами духовной жизни. Ездить в паломнические поездки. Посещать друг друга не только в дни рождения и дни Ангела, но в трудностях и болезнях. Помогать пожилым и многодетным прихожанам с ремонтом или чем-то другим. Апостол Павел говорит: Любовь назидает… (1 Кор. 8, 1). Любящее сердце всегда найдет себе работу, его не надо понукать, любовь подскажет. Нужно иметь любовь между собою и творить дела любви.


Как Вы думаете, что или кто мешает современному молодому человеку сегодня прийти к Богу? Как мы, верующие, можем привлечь своих родных и близких, своих детей и родителей, друзей и просто нашу молодежь – в Церковь? 

Мы знаем три врага нашего спасения. Они были и будут всегда. Это мир, диавол и наш ветхий человек. Мир влечет соблазнами свернуть с духовного поприща, диавол строит различные козни, а наша плоть ленится, жалеет себя, угождает себе, а не Богу. Мы, «познавшие» Истину, часто останавливаемся на пути духовного развития, считая, что уже чего-то достигли. Любим порой, сидя на диване, указывать правильный путь другим. А они не идут, потому что хотят идти вместе с нами, а не вместо нас.

Вспоминается один случай, который произошел после войны. Два фронтовых товарища встретились на пороге храма. Один искренне удивился, ведь его друг никогда не был верующим, но всегда проявлял себя, как ярый коммунист. На недоуменный вопрос, вчерашний атеист отвечал, что это жена привела его к вере. Он часто ругал ее за то, что она ходит в церковь, смеялся над ней. Жена кротко молчала, не пререкалась с ним, всегда была верной женой и близким другом, а в трудные моменты могла поддержать, как никто другой. Когда она возвращалась из храма, лицо ее было всегда особенно светлым и радостным. И вот однажды, когда она, накинув на голову платок, собралась в церковь на службу, муж вдруг спросил: «А можно мне вместе с тобой?» Она села на стул и заплакала: «Если бы ты знал, как я долго ждала этого часа!»

Никому не нужны слова назидания, всем нужны дела любви, личный пример. Мы ходим в храм и осуждаем, лукавим, лицемерим. Часто проецируем свои недостатки на других. Человека надо зажечь своей верой, а это сложно сделать, если ты сам едва тлеешь. Привлечь можно только любовью и терпением, а не постулатами и чтением морали.


Ваше Преосвященство, сегодня, к сожалению, нередки нападки на духовенство и верующих. По сообщениям в СМИ, в обществе растет процент недовольных Православной Церковью. Немало клеветы на нее со стороны неоязычников, чья численность пополняется даже за счет «разочаровавшихся» в Православии… Как нам относиться к этому, как защитить нашу веру?

Наступает время Хама. Современный человек не любит власть, причем любую, даже семейную, родительскую. Поэтому он не только не хочет «прикрывать наготу отца», но рассказывает об этом с насмешкой, чтобы укоры в немощи не позволяли родителю законно требовать от сына исполнение долга. Чужой грех всегда виднее, чем свой. Мне думается, нам надо понимать, что священнослужители – это не инопланетный десант, а производная нашего общества. Разочароваться в Православии невозможно. Можно разочароваться в людях или в себе. Разве чужой грех мешает нам общаться с Богом, получать от Него благодать и прощение грехов?

До революции был такой случай. Судили одного священника за присвоение приходских денег и мотовство. Подсудимый признал свою вину. Известному адвокату Федору Никифоровичу Плевако не менее известный фабрикант Савва Морозов иронически заметил, что, должно быть, понадобится много слов и времени на оправдательную речь. На что Плевако заявил, что его речь будет самой короткой в его адвокатской практике. На суде Федор Никифорович сказал: «Господа присяжные заседатели, сколько лет мой подзащитный отпускал вам ваши грехи. Отпустите и вы ему, люди русские!» Присяжные вынесли общее решение: «Невиновен!»

Пусть ведро в колодце помято, обшарпано и неказисто, разве это мешает нам черпать воду и пить? Так и священник: пусть он далек от идеала, но раз Господь его терпит, то значит, Бог через него действует и напояет нас водой живой. Если бы нашей Церковью управлял человек, то мы были бы несчастными людьми. Но глава нашей Церкви – Христос. Именно Он ею управляет Духом Своим Святым через архиереев и священников, пусть где-то несовершенных и немощных.

Если говорить о неоязычниках, или родноверах, то как они могут утверждать о том, что являются носителями истинной древней религии, если появились только в середине прошлого века? Свое учение они собрали из скудных остатков древних языческих обрядов, которые сохранились большей частью в славянских мифах и сказках, добавив к ним свои собственные измышления. Напомню, что именно оттолкнув идольские заблуждения, равноапостольный князь Владимир, прозванный в народе Красное Солнышко, смог создать великую Русь. Язычество мешало экономическому и политическому развитию молодого сильного государства, и не только русского. Практически одновременно с нашими предками крестилась Болгария, Венгрия, Польша и другие народы Европы.

Теперь нам предлагают, презрев достижения человечества и историко-культурные предпосылки развития нашей страны, вернуться к жреческим кострам, каменным идолам и языческим капищам. Не будем забывать, что именно от язычников пострадали наши любимые великомученики: Георгий Победоносец и целитель Пантелеимон, Варвара и Екатерина, и многие другие. Сегодня русская народная культура, как многие другие, активно вытесняется европейской псевдокультурой, которая делает мировые этносы безликими. Эту нишу занимает динамично развивающееся неоязычество, используя в качестве ширмы различного рода реконструкторские клубы и славянские фестивали, пропаганду здорового образа жизни, общение с природой, народный фольклор и народные костюмы. Таким образом, в эту среду по незнанию вовлекаются многие наивные люди. С виду безобидные поклонники идолов и народной языческой культуры несут в себе потенциальную угрозу.

Новое течение со старым языческим содержанием вновь ополчается на религиозные и государственные устои. Не случайно еще патриарх Алексий Второй приравнивал деятельность неоязычества к экстремизму. Мы привыкли молчать, пока это не коснется лично нас. Но есть прекрасная фраза: «Молчанием попирается Бог». Если сегодня общество кротко потупляет взор, когда ругают Христа, Его Церковь и Его духовенство, когда нас расстреливают нагло, в упор, пусть пока только на страницах газет или соцсетей, то завтра не виртуально, а вполне реально попытаются уничтожить Россию и все, что нас объединяет исторически, духовно, культурно. Надо объединяться, больше молиться. Изучать свою историю, свое вероучение. Не быть безразличными, защищать Матерь нашу – Православную Церковь, которая является корнеобразующей системой государства, от клеветы, нападок и провокаций. Защищать так, как защищали бы своих родных и близких – и словом, и делом.


Нас, русских верующих, подчас иноверцы и атеисты считают слабыми – терпеливыми, пассивными, и за это нас не уважают... Но при этом злобно высмеивают наши попытки защитить свои святыни, наши любые смелые слова и поступки… Как нам, русским людям, снова стать сильными? 

Еще в четвертом веке святитель Иоанн Златоуст говорил о подмене понятий. Вот и сегодня мужество называют агрессией, смирение – раболепством, терпение – слабостью. И наоборот, сребролюбие – успешностью, гнев – свободой выражения личности. В действительности, терпение – это сила. Далеко не каждый может терпеть боль, усталость, голод, тяжесть чужого характера и другие невзгоды. Терпение свидетельствует о великой глубине души, которую трудно вывести из равновесия. Наоборот, человек с мелкой душой часто выходит из себя, его решения плохо взвешены. Не надо быть для всех хорошим и всем нравиться, без лицемерия это невозможно. Христос говорит: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! (Лк. 6, 26). Русских любить никогда не будут, их либо боятся и уважают, либо уничтожают, когда мы теряем свою силу, свои святыни, веру в Бога. Помните, Достоевский писал: «Русский без Православия – дрянь». Сила русских – в единстве, а единство русских– в истории, культуре, вере, в Боге.


Владыка Феодор, Ваше архипастырское напутствие нашим читателям?

Обращусь к дорогому читателю словами апостола Павла: Будьте единомысленны, мирны… в усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите, утешайтесь надеждою, в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны… Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (2 Кор. 13, 11; Рим. 12, 11,12,18). Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми вами.


 Беседовала Нина Рядчикова

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"