Торжество православия и мудрость простоты

История иконоборчества и победы над ним изобилует деталями, богословие иконопочитания содержит множество не слишком легких для понимания положений, но одно надо иметь в виду: само Православие настолько связано с пониманием иконы, как образа, восходящего к небесному Первообразу, для нас так важна необходимость поклоняться иконам и чтить их, что победа над иконоборчеством оказалась одновременно и победой Православия, его историческим торжеством.

Описание чина этого торжества, состоявшегося в первый раз по повелению святой императрицы Феодоры в 843 году, мы можем найти у церковных историков, которые в свою очередь базируются на свидетельствах византийских летописцев.

Мы знаем, что после Собора, подтвердившего истинность иконопочитания, праведная Феодора предложила патриарху Мефодию собрать всех митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в храм святой Софии с крестами и святыми иконами в первое воскресенье Великого поста. Разумеется, собралось бесчисленное множество народа, крестный ход от храма до Кентавриевых ворот царского дворца возглавил император Михаил со своей матерью святой Феодорой и патриархом Мефодием. Интересно, что историки отмечают не только радость, но и скорбь участников крестного хода, их покаянное настроение, потому что недавний соблазн был велик и многие ему поддались.
«После долгой молитвы и сокрушенного многоплаче