Общительности не забывайте

И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18). Одиночество имеет множество аспектов, но особенно нехорошо быть человеку одному в религиозной жизни. Невозможно в одиночку осилить путь спасения — непременно собьешься. Хорошо, если у человека есть духовник, с которым сложились доверительные отношения. Тогда, кроме в молчании принятой исповеди, он имеет счастье духовной беседы и совета. Но не частое сегодня это счастье, так же как не частыми стали счастливые браки. Как кальций из костей, вымывается смирение из современных характеров. Ссорятся супруги, бегает в поисках ласковых батюшек-потаковщиков паства. А чуть что — хруп! И сломалась общность. Скольким священникам и сколько раз приходилось слышать в ответ на объяснение невозможности допустить к Причастию или на просьбу назвать на исповеди хоть один грех, кроме невнятного — «словом, делом, помышлением»: «Ноги моей больше в вашем храме не будет!» Как печально наблюдать это «самобытное» и самонадеянное христианство, не имеющее вопросов, но зато уверенное в ответах.


Помню, как к одному батюшке приходил на исповедь некий медийный человек. Батюшка его молча слушал, слушал, да как-то решился на одну единственную реплику и услышал: «Ты кто такой?! Поп деревенский! А меня вся Европа знает!» Так самолюбие частенько мешает нам принять советы и наставления. Впрочем, в этом конкретном случае, диагноз не был окончательным, в дальнейшем знаменитость, не сразу, но в разум истины пришла, с Божией помощью.


Самолюбие более всего наказывает себя, хотя и ближние от него немало страдают. «Самолюбивый человек безнадежно слеп и одинок; ничего ни в мире, ни в людях он не увидит, кроме самого себя». Самолюбие некритично и необучаемо. Иногда исцеление этого недуга бывает крайне болезненным. Что должно произойти или обрушиться на человека, чтобы он забыл себя?


Недоверие к священнику происходит чаще не из-за каких-то его качеств, а из-за бесконечного доверия себе. Так иногда значительный в обществе или в своих глазах человек годами вслепую, ощупью, или по книжкам старается строить свою духовную жизнь. А ведь стоит только подойти к приходскому батюшке и спросить.


Но не только самолюбие и самомнение бывают преградой доброму участию и совету. Иногда человек боится обеспокоить занятого батюшку своими вопросами. Не решаются подойти и те, кто не знает, как себя принято вести в церкви. «Вдруг что-то не так сделаю?» И то, и другое не от смирения, а как раз наоборот — от неосознанной гордыни. Именно она мешает полноценной духовной жизни. Порой человек годами ходит на церковную службу, формально, по книжке, исповедуется, а, тем не менее, не видит даже грубых своих грехов. Потому что не во всякой книжке все прописано. Да к тому же все мы разные, один и тот же грех по разному «грешим». Здесь бы и спросить: «Что посоветуете?» Но боязнь выглядеть «не так» сковывает уста.


А ведь священник поставлен не только для того, чтобы совершать богослужение и требы. В его обязанность входит и катехизация своих прихожан, то есть знакомство их с основами веры, богослужения и личного благочестия. Безмерно жаль, что даже в ящик для вопросов, где вопрошающий остается анонимом, чаще бросают монеты, чем записки.


Ну, ладно, недоверие и боязнь глупо выглядеть затрудняют для кого-то общение со священником. Но не менее важно в духовной жизни и общение с единомышленниками, с единоверцами. Никакие слова, порой даже слова священника, никакие книги не могут оказать такого влияния на нас, как живой пример церковной жизни. Поэтому необходимо искать знакомств с верующими церковными людьми, а лучше — с семействами или компаниями, сложившимися на приходе. Тогда добрый пример будет напитывать сознание и постепенно воплощаться в нашей жизни. В таких приходских сообществах люди воспитывают друг друга. Перенимают лучшее, им проще отказаться от ненужных привычек внецерковной жизни, проще сделать выбор в пользу благочестия.


Мне вспоминается одна женщина, которая никак не могла поверить, что можно выдержать строгий Великий пост. «А что есть-то?» Но как-то попала она в гости в православную семью. Глянула на стол, все постное, но всего так много и такого вкусного! «Да, так-то можно поститься!»


Один из духовных авторов прошлого века, священник, в беседе с молодым духовенством, определяя задачи и обязанности приходского священника, заканчивает словами: «Но главное — даже не эти задачи, а общение людей друг с другом. Трудно даже представить себе, сколько одиноких и дичащихся в этом одиночестве людей живет среди нас». Люди довольно часто жалуются на свое одиночество в Церкви. «Хотелось бы общаться, но стесняюсь познакомиться». Робость и застенчивость в отношениях с людьми — яркое свидетельство сидящего в нас самолюбия. Сравнить такую стеснительность можно со стеснительностью на исповеди. Когда стыд или страх выглядеть недостойно понуждает скрыть особенно некрасивый грех. Что толку с такой исповеди? Грех лишь удвоился.


Но вернемся к желанию общаться с прихожанами. Если кто-то затрудняется сам познакомиться, ведь не всем сразу удается придавить свое самолюбие, то можно с этим обратиться к священнику. Он поможет. Это его дело, ведь он отец прихода. И ему тоже важно, чтобы люди общались, чтобы складывались некие объединения. По географическому ли признаку, возрастному ли, семейному, по общим интересам, целям.


Бывает, что на приходе появляется новый человек, или кто-то из привычных прихожан вдруг «просыпается» к дружескому общению, или батюшка попросит проявить внимание к кому то, принять в свою компанию, а человек нам не интересен, не вписывается в привычный образ, как быть? Принять пришедшего, как посланного Господом, как порученное Им дело. «Как сделать, чтобы не было скучно с человеком? Надо понять, что Бог творит Свою волю о нас через людей, которых Он посылает нам. Нет случайных встреч: или Бог посылает нам нужного человека, или мы посылаемся кому-то Богом, неведомо для нас». Нам, конечно, хотелось бы комфортного и свободного общения, без обязанностей, без принуждения. А тут «обязаловка», да еще время свое надо потратить. Но Апостол напоминает: Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр. 13,16). Не обязательно принимать человека в свою компанию с распростертыми объят