Путешествие на Святую Землю

Вряд ли отыщется такой христианин, который не мечтал бы побывать на Святой Земле, поклониться ее святыням, провести здесь в покаянии и молитве пусть самую малую часть своей жизни.

Это единственное место на земле, святость которого зарождалась и освящала собой пустынные просторы Палестины в подвигах праотцев и пророков, возвещавших народам о Рождестве в мир Богочеловека Христа, Его проповеди и искупительных страданиях и муках, Его крестной смерти, ставшей Победой, победившей смерть.

Святая Земля — это земля богоизбранная, место земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и Его угодников: святых пророков, апостолов, первых подвижников и мучеников за веру.

Дух дышит, где хочет (Ин. 3, 8), но здесь мы на каждом шагу ощущаем особое присутствие Его благодати. Сама Пречистая и Ее Божественный Сын проходили Свое земное поприще на этой земле, в которой упокоены тысячи людей, которые когда-то видели, слышали воплотившееся Слово Божие и были Им исцелены. Отсюда, от Рождества Христова, берет свое начало новая эра человечества, придавая иной, совершен¬но новый, кульминационный смысл всей мировой истории.

Уже в IV веке по Р.Х., в силу массового посещения Святой Земли, появились первые путеводители по Святой Земле. Со всего христианского мира, преодолевая огромные расстояния, немыслимые трудности, болезни, набеги бедуинов в пустыне, стекались к началу Страстной Седмицы паломники, чтобы в праздник Входа Господня в Иерусалим, в Неделю Ваий (или пальм), пройти крестным ходом, с пальмовыми ветвями в руках, до стен святого града Иерусалима. И потом, встретив Пасху Христову, вернуться на родину, предоставив в качестве священного свидетельства своего посещения Святой Земли — пальмовую ветвь.

В Европе и поныне можно нередко встретить в качестве приставки к имени фамилию «Палмер», право на которую получали счастливые обладатели пальмовой ветви, вернувшиеся из многомесячного опасного хождения в Святую Землю.

Сегодня паломничество в Иерусалим уже не представляет для нас особых трудов, никто не угрожает и жизни современного паломника; некогда воинственные бедуины превратились в ловких торговцев сувенирами — палестинскими платками; отели готовы предоставить вам апартаменты на любой вкус, местные гиды, даже из числа тех, кто исповедуют иудаизм, проведут и расскажут вам десятки сюжетов из истории Святой Земли и ее обитателей, перемежая свои насыщенные именами и названиями рассказы одесскими шутками.

И уже когда вы прикоснетесь коленями к каменным пли¬там Кувуклии во время ночного богослужения в Храме Гроба Господня, то ощутите особую благодать Божию, которая будет главным, заполняющим все ваше существо, радостным чувством в течение всего времени пребывания на Святой Земле.

И эта радость будет ликовать в вашей душе, если вам удастся стать свидетелем великого чуда схождения Благодатного огня, которое совершается в Великую Субботу, в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Это чудо происходит исключительно по молитве православного иерарха — Патриарха святого града Иерусалима и Палестины на том самом месте, где был погребен после Своей крестной смерти Спаситель.
Голубой сполох огня появляется в святой Кувуклии после ее троекратного обхождения Патриархом с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех." и вознесения молитв у Тридневного ложа Христа Спасителя уже внутри грота Святого Гроба.

У каждого человека есть Ангел Хранитель; есть он и у каждого православного храма. Ангел остается на месте храма, даже если он разрушен до основания. Есть, наверно, помимо особого покровительства Господа и Царицы Небесной свои Ангелы Хранители и у Святой Земли. И, может быть, это они просвещают Божественным светом и Божественной благодатью души паломников, молящихся в церкви Архангела Гавриила в Назарете, в базилике Рождества Христова или в Пещере Вифлеемских младенцев в Вифлееме, в Кане Галилейской или на гробнице Лазаря Четверодневного в Вифании и идущих Страстным путем Господа нашего Иисуса Христа.

Сергий Донской

Православный женский журнал "Славянка" №2 (50) 2014 г.

Написать комментарий