Пасхальное триденствие

Страстная Пятница, Великая Суббота и Светлое Христово Воскресение. Почему никто не знает, в какой момент Христос воскрес? Cтрой и смысл богослужений страстной седмицы.

Великая пятница. Двенадцать Евангелий

Великая пятница посвящена событиям страданий и распятия Господа нашего Иисуса Христа. Все службы Страстной седмицы имеют иерусалимское происхождение, и это очень важно для их понимания. Что собой представляло богослужение в древнем Иерусалиме? Это было шествие по святым местам, по Крестному пути. Все богослужение Великой пятницы и есть духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом.

В древнем Иерусалиме это шествие продолжалось целую ночь. Такой тип службы назывался стациональным богослужением, то есть шествием с остановками. Стация — это остановка. Такое богослужение было чрезвычайно характерно для Иерусалима и, кстати, для Константинополя тоже. Верующие ходили во время службы по городу и его окрестностям, это отмечают многие источники.

В Великую пятницу шествие начиналось на Елеонской горе, затем переходило в пригород Иерусалима, потом в сам город. Во время шествия были остановки: на месте, где был суд у Каиафы, в претории, где был суд Пилата, затем шествие постепенно приходило на Голгофу. Голгофа — последняя остановка, где звучат все дальнейшие песнопения и чтения.

С течением веков количество евангельских чтений увеличивалось. Сейчас в нашей Церкви, само собой, никакого шествия не происходит. Вся служба читается и поется в одном храме. Но это древнее стациональное богослужение отразилось непосредственно на строе службе Великой пятницы. Позже произошло соединение чина Двенадцати Страстных Евангелий с обычной утреней, что и дало в результате наше богослужение, которое называется «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа».

На практике служба Двенадцати Евангелий совершается в четверг вечером, но задумана была как ночное бдение. Потому что в Иерусалиме это шествие происходило ночью, сразу после событий Тайной Вечери. И первое чтение (кстати, самое длинное чтение во всем православном богослужении) — это прощальная беседа Господа с учениками.

Это почти пять глав Евангелия от Иоанна. Второе чтение — моление в Гефсиманском саду и взятие Господа под стражу, третье — суд у Каифы, четвертое — суд у Пилата и так далее: о распятии, о словах, которые Господь говорил на Кресте, о том, как Он умирает и как Его погребают в пещере и приваливают к пещере камень.

На этом последование заканчивается. Оно проводит перед нашим взором весь Крестный Путь от Тайной Вечери до погребения Господа в пещере.

Все песнопения, которые поются между чтениями, комментируют сами чтения. Например, перед седьмым евангельским чтением, повествующем о распятии, поется светилен Страстного Четверга — «Разделиша риза моя себе и об одежде моей меташа жребий», а после восьмого евангельского чтения, повествующего о разбойниках, которые были распяты по правую и по левую руку от Господа, поется известное песнопение — светилен Великой Пятницы «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси Господи».

Царские часы

Страстная Пятница — день строжайшего поста, Литургия в этот день не совершается. Вторая служба Страстной Пятницы называется Царскими часами. Она совершается в пятницу утром. Традиция этого богослужения уходит корнями в чтения Священного Писания на Голгофе в Иерусалиме. А в константинопольской традиции она соединилась со службой обычных часов. Наименование «Царские часы» она получила в Константинополе, потому что на этой службе всегда присутствовал император.

Часы продолжают ту же тему, которая была ночью на чтении Двенадцати Евангелий. Читаются те же Евангелия, только их уже не двенадцать, а четыре (по количеству часов). Мы снова возвращаемся к тем событиям, только теперь они изложены уже по четырем Евангелистам.

Плащаница

Третья служба Страстной Пятницы — великая вечерня с выносом Плащаницы. Она совершается на практике именно в то время, когда и должна быть — во второй половине дня, после полудня. Вечерня Страстной Пятницы четко делится на две половины. Первая половина — еще одно воспоминание Страстей, снова читается составное Евангелие о Страстях.

А вторая половина службы повествует о погребении Тела Господа во гробе, точно соответствуя тексту Евангелия по времени: Господь был погребен вечером в пятницу. Но в церковном обиходе существует одна очень досадная ошибка, которая крепко вошла в традицию.

Считается почему то, что день погребения — это суббота. И погребением называют утреню Страстной Субботы. Но в субботу никак не могло происходить никакого погребения. Потому что в субботу по иудейским законам любое погребальное действие было строжайше запрещено, и это многократно упоминается в Евангелии.

В богослужении есть последование, посвященная погребению — это вторая половина вечерни Страстной пятницы. Это событие изображается как вынос плащаницы. Плащаница — это вышитая или писаная горизонтальная икона Христа, лежащего во Гробе.

Ее выносят на вечерне Пятницы. Выносят и полагают в центре храма, для поклонения верующих. Вынос плащаницы — это и есть символическое погребение. Это совершается во второй половине дня в пятницу, т. е. именно в то время, когда это происходило по Евангелию, до захода солнца, потому как после захода солнца у иудеев уже начиналась суббота. Этим объясняется спешка, с которой хоронили Христа: не успели даже совершить все обряды, не успели как следует помазать Его тело благовониями. Почему мироносицы прибежали ко гробу с первыми лучами солнца воскресного дня? Они должны были доделать незавершенное.

Утреня Великой Субботы, которую по досадному недоразумению называют погребением, несет совершенно иной смысл и имеет другое происхождение. В приходской практике она служится вечером в пятницу, хотя была задумана как ночная, но в некоторых монастырях совершается ночью.

Как мы уже упоминали, богослужение в древности носило стациональный характер. То есть в древности верующие почти каждый раз приходили в храм откуда-то. Поэтому все входы всегда так торжественны: община возвращалась в храм после продолжительного шествия по городу. Торжественный вход в конце утрени был характерен для Византийского богослужения, но в русской практике он со временем перестал совершаться. А в Великую Субботу он как раз происходит.

Его совершает вся община, а священник несет над собой Евангелие, и над Евангелием плащаницу. Плащаница по происхождению — евхаристический воздух, плат, которым покрывают Чашу и Дискос во время Евхаристии. Когда ходили на крестный ход, из благоговения Евангелие обертывали в этот плат. Позже этот плат стал Плащаницей, которая участвует в службе Великой Пятницы и Великой Субботы. Но главный предмет на этом входе все-таки не Плащаница, а Евангелие. Это вход с Евангелием.

 

Темы Великой Субботы

Это день между Крестной Пасхой и Воскресной Пасхой. В богословии существует такой термин — пасхальное триденствие. Это Страстная Пятница, Великая Суббота и Светлое Христово Воскресение, поэтому Пасха в широком смысле это не один день, а три дня. Крестная и Воскресная Пасха объединенные. А Великая Суббота, которая находится между одной Пасхой и другой, в Триоди названа самым важным днем года.

Великая Суббота — это день оплакивания Христа. Богослужение Великой субботы отчасти построено как плач.

В то же время Великая суббота — день ожидания Воскресения Христова.

День Великой Субботы Господь Иисус Христос телом Своим провел во гробе. И это дает основание для интереснейшей и глубочайшей богословской темы — темы Божественного покоя. И в текстах службы Великой Субботы она присутствует.

Это параллель к событиям сотворения мира. Господь сотворил мир за 6 дней, а 7 день — субботу — Он провел в покое. В покое от дел творения. Он больше не совершал никаких творческих актов. Мир уже был сотворен, и Бог «почил от дел Своих». Седьмой день творения, в богословском смысле, идет до сих пор. Бог участвует в жизни мира только Своим Промыслом.

Потом наступит восьмой день — это жизнь будущего века, после всеобщего воскресения. А Христос называется новым Адамом. То, что сделал Христос, это «новое творение». И когда Христос совершил дело искупления, совершил Своей смертью на Кресте, Он почил. Провел эту субботу в пещере Гроба, в полном покое. Эта параллель с сотворением мира явно проводится в богослужении Великой Субботы.

Господь Телом Своим пребывал во Гробе, а душой Он спускался во ад. Господь спустился во ад и вывел оттуда души умерших праведников. То есть, Он «разрушил двери ада». Ведь ад — это место, где нет Бога. Сойдя во ад, Господь это место уничтожил. Сошествие Христа во ад — тоже тема богослужения Великой Субботы.

Кроме того, Великая Суббота — это еще и Крещение. То самое, которого ждали оглашенные весь Великий пост. В древности оно происходило в Великую Субботу. За крещением следовала Крещальная литургия: Литургия Великой Субботы. Она должна была происходить поздним вечером (самая поздняя в году) и за ней вскоре вторая Литургия: Пасхальная — рано утром (самая ранняя в году). В нашей практике, к сожалению, Литургия Великой Субботы совершается слишком рано: в первой половине дня.

На то, что эта Литургия была крещальной, указывает чтение пятнадцати паремий на вечерне Великой субботы. Для чего нужно было такое долгое чтение отрывков из Ветхого Завета на этой службе? Чтобы Патриарх успел совершить крещение оглашенных. А все верные в это время стояли в храме и слушали Писание, ожидая возвращения новокрещенных.

Первое песнопение, которое слышали крещаемые по возвращении в храм: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» — это в их честь до сих пор поется. Переоблачение в белые одежды в Великую субботу тоже происходит ради крещаемых: они возвращаются в храм в белых одеждах и вся Церковь вместе с ними переоблачается в белое.

Великая Суббота наполнена воскресной радостью. По ходу службы эта радость динамично возрастает. Поется целый ряд воскресных песнопений. Их становится все больше и больше по ходу службы, и в конце они перерастают в саму Пасху. Это и понятно. Ведь на самом деле никто не знает, в какой момент Христос воскрес.

Этого момента никто из христиан не видел. Когда жены мироносицы прибежали к пещере Гроба с первыми лучами солнца, они увидели, что Гроб пустой. Церковь не знает, когда это произошло, но она ждет этого каждую минуту. Момент начала Пасхи, когда распахиваются Царские Врата в храмах и звучит «Христос Воскресе из мертвых» — это не момент Воскресения, это момент, когда они увидели пустой Гроб, момент, когда Церковь узнала о Воскресении. Пасхальная радость вырастает из недр богослужения Великой Субботы, и это, может быть, самая впечатляющая из многочисленных тем этого дня.

 

Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ,

miloserdie.ru

Написать комментарий