Слово о причащении святых Христовых тайн
Самая величайшая святыня, дарованная Богом человечеству — это святое Причастие Тела и Крови Христовых. Ради причастия совершается главное богослужение Церкви — Литургия. Вечерня и утреня — службы вспомогательные, они лишь подготавливают верующих к Литургии. Церковная служба Таинства Крещения призвана ввести человека в Церковь. В браковенчании, исповеди и соборовании ему подается благодатная помощь на пути спасения. Панихиды и молебны также нужны, в них осуществляется наше желание личного общения с Господом по разным частным обстоятельствам. Но превыше всего — Литургия. Она содержит в себе все прошения, все наши чаяния, как мирские — земные, так и духовные — Небесные. В ней молитвы о живых и уже ушедших, Евангелие и церковная история. На этой службе нам открывается Небо. «О, Божественная, святлейшая, пренебесная, всеобъемлющая, Небо и землю сосредоточивающая, Литургия православная!» — записал в своем дневнике святой праведный Иоанн Кронштадтский. Ее высочайший смысл — пресуществление Святых Даров и причастие. Ради этой святыни поставлены прекрасные храмы и величественные соборы, созданы замечательные песнопения, украшены фресками стены, написаны иконостасы. Да, Литургию можно совершать и в лесу, и в каменоломне, но благоговение перед Животворящими Тайнами Тела и Крови Христовых побуждало и побуждает наших единоверцев искать и находить достойные формы и окружение для пребывания этой Святыни.
Отношение к Причастию открывает наше духовное состояние, наше истинное христианство. Что такое духовная жизнь, люди понимают по-разному. Кто-то находит ее в чтении книг, посещении театра и художественных выставок. Кому-то она видится в разговорах за чашкой кофе об искусстве, политике или просто «за жизнь». Верующий же человек знает, что одухотворение жизни зависит от соединения с абсолютным духом — Богом. Это и молитва, и чтение Евангелия и творений святых отцов, и церковная служба. Но главное — причастие — самое полное и теснейшее соединение с Богом. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56) — обещает Спаситель.
В последнюю вечерю с учениками Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26,
Благоговейно мы приступаем к Таинственной Трапезе, очистив себя покаянием. Да не дерзает никто причащаться, имея нечистую совесть. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор.11,
Причастие предваряет не только исповедь, но несколько дней поста. Пост как бы выводит нас из привычного многозаботливого жития, дает возможность сосредоточиться, расставить ценности жизни на их истинные места. Подготавливает нас и молитвенное правило ко святому Причащению, без которого тоже нельзя причащаться. Правило следует не механически вычитывать, но читать внимательно, вникая в слова, чтобы наши чувства вошли в резонанс с чувствами святых, написавших эти молитвы.
Есть верующие, которые причащаются редко, говоря: я недостоин. Конечно, все мы недостойны, но для того мы и причащаемся, чтобы с помощью Божией изжить свое недостоинство. Причастие это огонь, попаляющий греховные навыки. «Огонь бо есть, недостойныя попаляяй». Каждый подготавливается в свою меру к принятию Христовых Таин, но надо непременно знать, что такое Причастие, а не просто бездумно делать то, что принято.
Причастие защищает от бесовских козней. Преподобному Макарию Египетскому как-то явился бес и сказал: «Если бы вы достойно принимали то, что вы вкушаете в ваших собраниях, то мы вам не могли бы ничего сделать». Если же человек не причащается, то бесы получают немалую власть над ним. Однажды к святителю Иоанну Златоусту обратилась женщина, бес так подшутил над ней, что глядя на нее, муж видел не жену, а лошадь. Святитель сказал, что это с ней случилось, потому что она шесть недель не причащалась. «Бедствие для души долго не причащаться Святых Таин, душа начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не сообщаемся со Своим Живодавцем (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Порой кто-то медлит с причастием, ожидая какого-то особого настроения. Это ошибка. Нельзя ставить духовную жизнь в зависимость от наших случайных настроений. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12) — сказано Спасителем. В духовной жизни особенно нужна твердая и настойчивая воля. Причастие как раз и укрепляет нашу волю. Обычный ритм причащения — раз в три или четыре недели. Преподобный Серафим Саровский советовал причащаться во все двунадесятые и великие праздники и в день Ангела. Конечно, бывают обстоятельства и для более частого причащения. Например, во время болезни, в опасных ситуациях, беременным. Тогда режим обсуждается со священником.
Тот же, кто, считая себя верующим, не приобщается Христовых Тела и Крови, по словам Спасителя, не имеет в себе жизни вечной, он мертв для Царства Небесного. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6,53). Кронштадтский пастырь писал: «Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа, он не имел бы главного блага и истинной жизни, имел бы лишь призрак жизни; не имел бы дара освящения».
«Вкусите и видите, яко благ Господь» — слышим мы на церковной службе. Вкусите и видите, то есть почувствуйте, как благ Господь. Причастник чувствует радость, соединившись с Христом. Радость души, праздник, перемену в себе, необычную свободу и легкость. Может быть, не все чувствуют это с первого причастия. Но если в своем желании соединения с Господом человек искренен, если он постарался подготовиться, с благоговением принял Святые Дары, то непременно будет ему «благодарение сие в радость, здравие и веселие».
Комментариев нет