Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

От воды и духа

15.01.14

Крещение Господне — один из самых ожидаемых зимних праздников. Одни — люди верующие, церковные — ждут причащения крещенской воды — великой агиасмы, то есть, святыни, которая освящается в это время по особому чину и обладает необыкновенными свойствами, ибо в этот день «вод освящается естество». Другие предпочитают не вникать глубоко в особенности церковной жизни и ожидают возможности проверить силу воли, трижды окунувшись в ледяные воды «иордани» — проруби в озере или реке, в которую священник с молитвой погрузил крест. Третьи делают акцент на богословско-историческом содержании праздника. Они знают, что в этот день верующие первых веков христианской эры отмечали Рождество и Крещение Господне одновременно, называли Богоявлением, и именно потому торжество это было отмечено двумя смыслами: первый — рождения в мир Богомладенца Иисуса, второй — явления при Иордане Святой Троицы. Бог Сын крестился, Дух Святой в виде голубя нисходил на Него с неба, а глас Бога Отца свидетельствовал свыше: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Лк. 3, 21–22).
     Впрочем, размышляя о событиях Священной Истории, не нужно забывать, что многое условно в нашей традиции. Никто не знает точного дня Крещения, но традиционно относят его на время зимы, трудно определить достоверно место, в котором это событие происходило, но говорят, что Вифавар, указанный в Евангелии от Иоанна (Ин. 1, 28), находился на месте, где сейчас располагается монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона. Такого рода неопределенность имеет небольшое значение в деле нашего спасения. Важно другое: Господь наш Иисус Христос пришел на Иордан, чтобы исполнить всякую правду, и принял крещение от Иоанна Предтечи.

В этот праздник в православных храмах совершается чин великого освящения воды. Церковь молится: «Сотвори ее нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающии и причащающиися имеют ее ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядней».

По тому же чину освящается вода на реках и озерах. В наши дни такой порядок не везде соблюдается, но по обычаю в канун праздника освящалась вода в храмах и затем использовалась для пития, а вот в самый день Крещения прихожане во главе со священником исходили из храмов на лед близлежащего водоема, чтобы совершить чин водоосвящения там, под открытым небом.

Молитвы чина имеют глубокий богословский смысл, являясь образцом для двух других чинов водоосвящения: так называемого малого водоосвящения и освящения воды для Таинства Крещения. Везде в этих чинах сначала читаются молитвы очистительные, а затем молитвы благословения. Отец Павел Флоренский в начале прошлого века отмечал, что освящение воды в Православной Церкви

«слагается из двух различных действий: из очищения воды от нечистоты, греховности, скверны и темных сил и из облагодатствования ее, то есть сообщения ей духовных энергий».

Один из чудесных знаков, свидетельствующих об особенных свойствах крещенской воды, отмечал в одной из антиохийских проповедей святитель Иоанн Златоуст: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Смысл этого знака понятен: дух оживотворяет материю и потому первичен. Есть дух — есть жизнь. Ушел дух — и материя постепенно растлевается под влиянием внешних воздействий и внутреннего несовершенства. Являясь символом очищения, и сама очищенная благодатью, вода с древних пор употребляется для освящения.

Самое первое освящение, которое принимает любой христианин по примеру Спасителя — это Таинство Крещения. Само слово «крещение» в греческом языке означает еще и «погружение». Погружаясь в воду, чело век, подобно умершему, оказывается отрезан от мира. Отрезан от мира греховного, скверного. Но одновременно он таинственно становится соединен с источниками Божественной благодати. Выйдя из крещальной купели, он как бы рождается заново. Спогребаемся Ему крещением в смерть (Рим. 6, 4) — говорит апостол Павел. Зато потом, после крещения живу не я, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20).

Разумеется, такое серьезное Таинство, связанное с духовными смертью и новым рождением, не может происходить без понимания того, что все это означает. Этим оно отличается от физических рождения и смерти, происходящих не по нашей воле. Сегодня в нашей Церкви повсеместно возобновлена практика катехизации, то есть оглашения людей, желающих креститься. Крещение, как это и должно быть, становится актом сознательным и осмысленным. Иными словами, актом свободным.

И если в младенчестве дети не могут вполне осознать, что с ними в Таинстве Крещения происходит, то это никак не отменяет того факта, что рано или поздно они свое крещение должны будут осмыслить и принять. Не могу удержаться от пространной цитаты из творений святителя Феофана Затворника, прекрасно описывающего суть дела.

«Благодать нисходит на младенческую душу и производит в ней все одна, так как бы при сем участвовала и свобода, на том единственно основании, что в будущем сей, не сознающий себя и не действующий лично, младенец, когда придет в сознание, сам охотно посвятит себя Богу, желательно восприимет благодать, нашедши в себе ее действия, рад будет, что она есть, возблагодарит, что так сделано для него, и исповедует, что, если бы в минуту крещения даны были ему смысл и свобода, он не иначе поступил бы, как поступлено, и не захотел бы иного. Ради такого будущего свободного посвящения себя Богу и сочетания свободы с благодатию, Божественная благодать вся подается младенцу и без него все в нем производит, что производить ей свойственно, по одному уверению, что требуемое желание и предание себя Богу будет несомненно, — уверению, какое дают восприемники, поручаясь Богу пред Церковью, что сей младенец, пришедши в сознание, явит именно такое употребление свободы, какое требуется для благодати, приемля на себя обязанность самым делом довесть
до того младенца восприемлемого».

В дальнейшем, уже после своего крещения, христианин встречается с многообразными видами освящения, связанными с употреблением святой воды. Православные верующие имеют обыкновение пить святую воду по утрам, окроплять ей вещи, помазывать себя или других в случае болезни. Вселяясь в новый дом, они призывают священника, который освящает святой водой жилище, плоды нового урожая окропляются в храме с молитвой, благочестивый человек не пустится в дальний путь, не совершив в храме молебен о путешествующих, в конце которого положено окропление будущих странников. А православные водители опасаются садиться за руль неосвященной машины.

Мы, люди, являемся жителями одновременно двух миров: духовного и материального. Святая вода — это субстанция, которая, как и мы, одновременно существует в мире горнем и дольнем, духовном и физическом. Будучи таковой, она вполне соответствует нашему человеческому духовноматериальному существу. И поэтому при совершении молитвенных чинопоследований, «кроплением воды священныя, благодатию Пресвятаго Духа», все в нашем мире освящается. В этом ее христианский смысл.

Протоиерей Михаил Дудко

фото Сергея Веретенникова

Комментарии

Комментариев нет

Ваш комментарий отправляется
Сообщение отправлено
Комментарий появится после проверки модератором
© 2019 "Славянка"